В Иране в среду начались предварительные испытания атомной электростанции в Бушере, пишет международная пресса. Сроки сдачи АЭС в эксплуатацию многократно откладывались из-за напряженной ситуации вокруг иранской ядерной программы, напоминают обозреватели, хотя наибольшие опасения вызывает не реактор в Бушере, а центрифуги в Натанзе.
Как пишет журналист The Guardian Роберт Тэйт, сегодня Иран заявил о достижении символической вехи на его пути в клуб ядерных держав - был проведен пробный запуск ядерного реактора в Бушере, строящегося при помощи России.
При этом, как отмечается, в качестве топлива использовался свинец, а не обогащенный уран, который понадобится для полнофункциональной работы. Ожидается, что реактор мощностью в 1000 МВт заработает лишь в конце этого года. В конечном счете наибольшие опасения вызывает не реактор в Бушере, а центрифуги в Натанзе, подчеркивает издание.
Строительство атомной электростанции в Бушере завершено, об этом заявил после посещения стройки глава "Росатома" Сергей Кириенко, сообщает Le Figaro. Дата ввода станции в эксплуатацию станет известна после предварительных испытаний, которые займут от четырех до семи месяцев. Технический запуск будет возможен не раньше конца 2009 года, сказал Сергей Кириенко. Французское издание напоминает, что сроки сдачи АЭС в эксплуатацию многократно откладывались из-за напряженной ситуации вокруг иранской ядерной программы, так как Запад сомневался в ее мирном характере.
Ядерную программу Ирана уже не остановить, пишет Клеменс Вергин на страницах Die Welt. В настоящее время на АЭС вместо обогащенного урана используется свинец, однако, по официальным данным, в случае успешного завершения испытаний он будет заменен на уран. Специально для реактора в Бушере Россия поставила 87 тонн ядерного топлива.
Все это приближает Иран к долгожданному статусу ядерной державы, говорится в статье. И с каждой подобной вехой становится все труднее обратить время вспять. В 1980 году израильтяне уже были вынуждены принять меры, чтобы в руках враждебного государства не оказалось атомной бомбы, разбомбив незадолго до ввода в эксплуатацию иракский ядерный реактор, напоминает Вергин.
Сейчас Москва заверяет, что отработавшее ядерное топливо Иран будет возвращать в Россию. "Но как быть, если Иран откажется соблюдать достигнутые договоренности?" - задается вопросом автор статьи. В нынешней политической ситуации вряд ли можно себе представить, что Израиль прибегнет к тем же методам, что в 1980 году, тем более что Бушер - это лишь один из нескольких сомнительных атомных объектов Ирана, заключает автор.