Управление по вопросам демократии, прав человека и труда
Госдепартамент США - U.S. Department of State - обнародовал ежегодный доклад о состоянии прав человека в мире в 2008 году. В разделе о России отмечается, что политическая система страны все более централизуется, а парламентские выборы в декабре 2007 года и президентские в марте 2008-го, по мнению международных наблюдателей, не были свободными и справедливыми.
"В течение года поступали многочисленные сообщения о проблемах с соблюдением прав человека властями и в обществе", - сказано в докладе. Особо выделены нарушения прав человека властями на Северном Кавказе. Вторжение российских войск в Грузию названо диспропорциональным. "Боевые действия грузинских и российских войск, по некоторым сведениям, характеризовались безраздельным применением силы и повлекли за собой потери среди гражданского населения", - говорится в документе. На взгляд Госдепартамента, условия в тюрьмах были суровыми и часто опасными для жизни, в правоохранительных органах часто имела место коррупция, а исполнительная власть, по некоторым версиям, оказывала влияние на решения судов.
"Давление со стороны властей подорвало свободу слова и независимость СМИ, особенно крупных телекомпаний", - сказано в докладе. "Поскольку некоторые печатные и интернет-издания отражали широкий спектр мнений, власти ограничили свободу прессы путем прямой собственности на СМИ, принуждая владельцев крупных средств информации воздерживаться от критики, а также притесняя и запугивая журналистов, дабы те практиковали самоцензуру", - утверждают авторы. Власти ограничили свободу собраний, а в некоторых регионах - и деятельность религиозных организаций, отмечено в документе. Имели место притеснения религиозных меньшинств, в том числе случаи антисемитизма.
"Дальнейшая централизация исполнительной власти, покорная Госдума, коррупция и избирательность в принуждении к исполнению законов, ограничения деятельности СМИ и гонения на некоторые неправительственные организации - все это подрывало ответственность правительства перед гражданами", - сказано в докладе. Упоминается, что в июне указом премьер-министра с большей части НПО, в том числе международных, были сняты налоговые льготы, а также был введен потенциально затруднительный режим их ежегодной регистрации. По данным ведомства, насилие в семье было широко распространено, торговля людьми оставалась серьезной проблемой. "В течение года постоянно учащались нападения на почве ксенофобии, расизма и межнациональной розни, особенно со стороны скинхедов, националистов и правых экстремистов", - сказано в документе.
На Северном Кавказе антиправительственные силы продолжали убивать и запугивать представителей местных властей, отмечает ведомство. По некоторым сведениям, ряд повстанцев причастен к похищениям с целью получения выкупа, а также взрывам, повлекшим за собой гибель мирных граждан.
В разделе о нарушениях права на жизнь упомянута гибель многочисленных мирных граждан в ходе российско-грузинского конфликта. Также особо выделены смерть Магомеда Евлоева и приостановление следствия по делу об убийстве Юрия Червочкина. "Сохранилась проблема смерти военнослужащих в результате неуставных отношений", - отмечается в докладе. Ссылаясь на мнение правозащитников, ведомство сообщает, что лишь немногие из обвиняемых по таким делам были привлечены к судебной ответственности.
Исчезновения людей, в том числе по политическим мотивам, зафиксированы на Северном Кавказе в связи с конфликтами в Чечне, Ингушетии и Дагестане, отмечается в документе.
"Есть достоверные сведения о том, что сотрудники правоохранительных органов применяли пытки, издевательства и насилие для принуждения подозреваемых к признаниям, а также утверждения, что власти не систематически привлекают виновных в таких действиях к ответственности", - говорится в докладе. Определения пыток в уголовном кодексе нет, а потому милиционерам, заподозренным в таких действиях, могут быть предъявлены лишь обвинения в превышении служебных полномочий или физическом воздействии. "Реакция общества на сообщения о насильственных действиях сотрудников правоохранительных органов обычно была вялой", - сказано в докладе.
Сотрудники правоохранительных органов систематически избивают и арестовывают людей со смуглой кожей, внешне похожих на уроженцев Кавказа, Центральной Азии, Африки или цыган, сообщают авторы доклада, ссылаясь на слова беженцев, данные НПО и прессы.
В докладе уделено внимание делам Алексаняна и Бахминой: упоминается, что после решения Европейского суда по правам человека Алексанян был освобожден под залог в 50 млн рублей, который многие критики сочли чрезмерно высоким. "Бахминой, несмотря на громкую общественную кампанию, было отказано в условно-досрочном освобождении", - сообщается в документе.
"Зафиксировано несколько случаев применения психиатрии против лиц, недовольных властями. Интерпретация закона правительством и судами повлекла за собой монополию государственных консультантов на дачу показаний в качестве экспертов на судебных процессах", - отмечают авторы.
В течение года поступило около 10 тыс. жалоб на случаи дедовщины, а 30% солдат-срочников принуждались к переходу на контрактную службу, сообщается в докладе со ссылкой на данные Комитета солдатских матерей. Каждый четвертый случай дедовщины совершался офицером, причем офицеры все чаще пытались скрывать нарушения.
В докладе приводятся выводы организации HRW: "В ходе августовского российско-грузинского конфликта российские военнослужащие иногда были причастны к мародерству и разрушениям либо как пассивные зрители бесчинств осетинских сил, либо как активные участники".
Условия в тюрьмах оставались чрезвычайно суровыми и часто опасными для жизни, отмечается в докладе. Количество заключенных на ноябрь 2008 года составило 891700 человек, что на 3600 больше, чем в 2007 году. Тюрьмы по-прежнему переполнены, сообщают авторы. 1 сентября вступил в силу новый закон, ограничивающий доступ общественных организаций в места заключения.
По официальным данным прокуратуры, за первое полугодие 2008 года 750 сотрудников правоохранительных органов было привлечено к судебной ответственности за злоупотребления служебными полномочиями, сообщается в докладе.
"Власти произвольно задерживали и судили представителей политической оппозиции", - пишут авторы доклада, ссылаясь на дела Максима Резника ("Яблоко") и члена запрещенной НБП Алексея Макарова.
Судебная ветвь власти не всегда служила эффективным противовесом другим ветвям, полагает Госдепартамент. Продолжали поступать сообщения о том, что судьи берут взятки. "Власти не обеспечивают адекватной защиты от запугивания или угроз со стороны влиятельных ответчиков по уголовным делам", - сказано в докладе. За 2007 год Европейский суд по правам человека принял 192 решения против российских властей, касающиеся прав на справедливое судебное разбирательство, сообщается в документе.
31 декабря президент Медведев подписал закон о выводе дел о терроризме, шпионаже и массовых беспорядках из юрисдикции суда присяжных, а в декабре в Госдуму был внесен законопроект, значительно расширяющий определения шпионажа и государственной измены, подчеркивается в докладе.
Закон о предоставлении неимущим ответчикам бесплатного адвоката на практике часто игнорируется, отмечает Госдепартамент. По некоторым данным, адвокаты защиты подвергаются притеснению со стороны милиции: "Профессиональные ассоциации на федеральном и местном уровне сообщают о попытках милиции запугать адвокатов и скрыть свои собственные противозаконные действия".
Коснувшись права на частную жизнь, авторы доклада отмечают, что российские правоохранительные органы по закону имеют доступ к личной информации абонентов телефонных сетей и сотовых операторов. "16 января министерство связи официально обязало телекоммуникационные компании и интернет-провайдеров позволить ФСБ прослушивать телефонные разговоры и отслеживать информацию в интернете", - сказано в докладе. По некоторым данным, сотрудники спецслужб продолжали, пользуясь служебным положением, собирать компромат на публичных людей, а региональные отделения ФСБ - оказывать давление на российских граждан, работающих в иностранных компаниях и организациях.
На протяжении года нестабильность на Северном Кавказе обострялась ввиду деятельности повстанческих движений, утверждается в докладе. В Чечне и ее окрестностях обстановка остается неспокойной, а в Ингушетии значительно ухудшилась. Количество убийств простых граждан и официальных лиц в Ингушетии возросло, как ранее в 2007 году. В Чечне и Ингушетии количество исчезновений людей снизилось, а в Дагестане сохранилось на прежнем уровне. Постоянно сообщалось о похищениях, за которыми следовали избиения или пытки, похищениях по политическим мотивам или с целью получения выкупа. "За год в российских судах не было вынесено ни одного приговора по делам об исчезновениях людей в Чечне", - отмечается в докладе.
Весь год поступали сообщения, что правительственные силы берут в заложники родственников чеченских повстанцев, дабы принудить последних сдаться, сказано в докладе. В сентябре правозащитники и мировые СМИ сообщили о начале широкой кампании поджогов, призванной покарать семьи предполагаемых повстанцев. HRW располагает подробными описаниями как минимум 10 тюрем на Северном Кавказе, где людей содержат под стражей незаконно, сказано в докладе.
Коснувшись вопроса о свободе слова и прессы, Госдепартамент отмечает: "Власти сильно ограничили освещение всеми СМИ событий в Чечне и Ингушетии. Право граждан на свободное выражение своего мнения все более ограничивается по таким вопросам, как действия федеральных сил в Чечне, права человека, разоблачение коррупции и критика государственного руководства". Судьи, за некоторыми исключениями, старались не перечить влиятельным чиновникам, которые подавали в суд на журналистов, отмечается в докладе. Государству или государственным компаниям принадлежат две из 14 федеральных газет, а также более 60% из 45 тыс. местных периодических изданий. Все 6 федеральных телеканалов, а также две трети местных, две федеральные радиостанции и два агентства новостей принадлежат государству или аффилированным с ним структурам. "В ноябре Генпрокуратура объявила, что будет отслеживать прессу для выявления вредных статей, которые могут усугубить финансовый кризис", - утверждается в докладе. Иностранных журналистов допускают в Чечню только по государственной аккредитации. В других регионах милиция задерживала и иногда избивала журналистов, сообщается в докладе в связи с инцидентами во Владивостоке и на "Марше несогласных" в Москве. Всего за год 69 журналистов подверглись нападениям, а 5 было убито. "НПО называют избиения журналистов неизвестными "обычными происшествиями", подчеркивая, что наибольшая опасность угрожает тем, кто проводит журналистские расследования на тему коррупции и организованной преступности", - говорится в докладе. Почти все громкие дела об убийствах или похищениях журналистов остались нераскрытыми, а в некоторых случаях родственники и коллеги не согласны с официальной версией смерти и связывают ее с профессиональной деятельностью покойных.
"Власти на всех уровнях пользуются своими полномочиями, иногда публично, для недопущения критически настроенных журналистов на свои мероприятия и к другой информации", - сообщается в докладе. Российские власти ограничивают свободу прессы законодательными мерами и подзаконными актами, утверждает Госдепартамент, ссылаясь на закон об экстремизме от 2007 года. Кроме того, чиновники или неизвестные лица иногда применяли силу для предотвращения распространения материалов, неугодных властям, сообщается в докладе.
По оценкам ряда НПО, власти иногда притесняли СМИ под предлогом использования в редакциях нелицензионного программного обеспечения. В некоторых регионах власти пользуются широкой зависимостью СМИ от государства в плане пользования приемопередатчиками, типографиями и сетями распространения, чтобы препятствовать критичному освещению событий, говорится в докладе.
"В 2008 году власти не ограничивали доступа к интернету. Отдельные лица и организации в большинстве случаев могли мирно выражать свои мнения через интернет, но власти по-прежнему требуют от провайдеров установки оборудования, которое позволяет правоохранительным органам отслеживать личную переписку по электронной почте и деятельность в сети", - сообщает Госдепартамент, подчеркивая, что механизма, который не позволял бы ФСБ отслеживать информацию без ордера, не существует. Записи в блогах подвергались тем же ограничениям, как и другие формы выражения мнений, и некоторым блогерам были предъявлены обвинения в разжигании ненависти, отмечается в докладе. Однако в целом интернет-форумы оставались более открытым средством информации для выражения политических убеждений.
Местные власти все чаще ограничивали свободу собраний на практике, сказано в докладе. Некоторым организациям произвольно отказывали в разрешении на собрание или предлагали неудобные альтернативные площадки. По данным Генпрокуратуры, за год в стране прошло около 1500 митингов, в том числе 150 несанкционированных. В ряде случаев милиция разгоняла несанкционированные митинги силой. "В течение всего 2007 года власти притесняли участников и организаторов ряда "Маршей несогласных", - отмечено в докладе.
Свободу состоять в общественных организациях власти в целом уважают, но есть заметные исключения: организации должны зарегистрировать свой устав и имена руководителей в министерстве юстиции, а политическая партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов по всей стране. С 2006 года ряду политических партий, в том числе НБП и Республиканской партии, было отказано в регистрации или перерегистрации, сказано в докладе.
Государство в целом уважает свободу вероисповедания, но на практике не всегда соблюдает конституционное требование о равенстве всех религий перед законом и отделении Церкви от государства, сообщается в докладе. Зарегистрироваться в качестве юридического лица может религиозная организация, существующая в России не менее 15 лет. В ряде случаев чиновники, вопреки решению суда, не регистрируют определенные организации - так случилось, например, с "Армией спасения" в Москве. Официальные и неформальные договоренности с государственными ведомствами обеспечивают РПЦ намного более широкий доступ в государственные учреждения типа школ, больниц, тюрем и армии, отмечает Госдепартамент. "Власти разрешили создать в воинских частях православные часовни и допустили туда священников, а также в ограниченном масштабе - протестантские церкви. Мусульманские молитвы в вооруженных силах по большей части запрещены, солдатам-мусульманам обычно не дают перерывов для ежедневных молитв и не предоставляют замены для блюд из свинины", - отмечается в докладе.
Коснувшись вопроса о свободе передвижения, Госдепартамент отмечает, что власти многих регионов продолжают ограничивать ее путем требований о регистрации по месту жительства. "Коррумпированность регистрационного процесса в местных отделениях милиции оставалась проблемой", - сказано в докладе. Авторы особо останавливаются на проблемах "внутренних перемещенных лиц" из Чечни, а также защите беженцев из других государств.
"В последние годы власти значительно ограничили практические возможности по применению права на мирную смену правительства путем выборов: изменены законы о выборах, губернаторы не избираются, а назначаются, в политической жизни почти отсутствует конкуренция", - отмечается в докладе. Депутатами Госдумы в декабре 2007 года стали 58 женщин, в Совете Федерации - девять женщин, женщина-губернатор в стране только одна - Валентина Матвиенко.
Широко распространенной проблемой остается коррупция; согласно ряду исследований, в том числе индикаторам Всемирного банка, за 2008 год она увеличилась, говорится в докладе. "Дела о взяточничестве и других случаях коррупции расследуются МВД и ФСБ - двумя ведомствами, которые слывут коррумпированными", - отмечают авторы. По данным МВД, с января по октябрь число дел о коррупции возросло на 7,6%, а количество чиновников, признанных виновными, - на 6,4%. Согласно INDEM, коррупция обходится России примерно в 7,4 трлн рублей, что почти равно всему федеральному бюджету. Иногда обвинения в коррумпированности используются как политическая тактика, отмечают авторы, ссылаясь на некоторые оценки дела Сторчака.
"Российские и международные правозащитные организации продолжали действовать в стране, но гонения на них со стороны властей продолжались, а возможности для их деятельности все более ограничивались", - сказано в докладе. В особенности это распространялось на НПО на Северном Кавказе, а также на зарубежные организации и те, которые, по мнению властей, преследуют оппозиционные политические цели.
Хотя дискриминация по расовому, половому, языковому признаку, а также социальному статусу и другим особенностям запрещена законом, дискриминация на государственном и социальном уровне продолжалась, отмечается в докладе. В российском законодательстве нет юридических определений такого понятия, как насилие в семье. "Сексуальные домогательства не запрещены законом и остаются широко распространенной проблемой", - отмечается в докладе. На рынке труда наблюдается дискриминация по половому признаку при найме на работу, увольнениях, продвижении по службе и т.д. Государство предоставляет ограниченные ресурсы для защиты и благосостояния детей, закон недостаточно защищает их права, проблема растления малолетних сохраняется, сообщается в докладе.
"Россия остается как отправным пунктом, так и пунктом назначения, а также перевалочным пунктом для торговли мужчинами, женщинами и детьми, однако, благодаря быстрому экономическому росту, количество российских граждан, которых продают за границу, уменьшилось", - утверждает Госдепартамент. Россия стала крупным производителем и дистрибьютором детской порнографии в интернете, что влечет за собой подтвержденные факты торговли детьми в целях их сексуальной эксплуатации и детского "секс-туризма", сказано в докладе. Государство эффективно применяет законодательство для привлечения к ответственности за эти преступления, однако коррупция в правоохранительных органах и пограничной службе остается серьезной проблемой. Все убежища для жертв торговли людьми в России финансируются из Америки и Европы, отмечают авторы. Крупным препятствием для помощи жертвам является отсутствие всеобъемлющего закона о защите потерпевших.
Законы, запрещающие дискриминацию инвалидов, на практике обычно не применяются, говорится в докладе. Положение инвалидов, по некоторым сведениям, ухудшилось в результате монетизации льгот. С дискриминацией в обществе также сталкиваются ВИЧ-инфицированные и их дети, а также гомосексуалисты.
Государственная политика на практике ограничивает права работников создавать профсоюзы и вступать в них, отмечается в докладе. В профсоюзах состоит около половины работающих россиян, причем 95% членов профсоюзов принадлежат к Федерации независимых профсоюзов, отделения которой во многих случаях аффилированы с местными политическими структурами. Большая часть забастовок была расценена как технически незаконная на основании крайне запутанной процедуры урегулирования трудовых споров, сказано в докладе. На активистов забастовочных комитетов часто нападали неизвестные лица.
"По достоверным сведениям, примерно 1 млн нелегально трудоустроенных мигрантов из бывших республик СССР принуждались к работе бесплатно, так как вербовочные фирмы конфисковывали их паспорта", - сообщается в докладе. Государство также неэффективно применяет законы, предотвращающие эксплуатацию детского труда. На контроль за техникой безопасности и здоровьем работающих выделяются недостаточные средства, сказано в докладе. По данным Центра социальных и трудовых прав, примерно треть работающих трудится в небезопасных условиях. Рабочие-мигранты в большинстве случаев получают более низкую зарплату, чем российские граждане, и трудятся в худших условиях, отмечает Госдепартамент.