Пассивность американской политики позволяет Путину "заказывать музыку" в Сирии. По сути, Москва и Дамаск лукаво подчиняются ооновской резолюции 2254 от 18 декабря 2015 года, но на своих условиях, пишут СМИ. Сирийские повстанцы - пестрая мешанина отрядов, вожаков и движений, и нераспространение прекращения огня на "Джабхат ан-Нусру" ставит сторонников перемирия в сложное положение.
Обама и некоторые его помощники скептически отзываются о частичном прекращении насилия, которое должно начаться в Сирии в субботу, и по понятной причине. Российский президент в последние два года неоднократно соглашался на перемирия в Сирии и на Украине, но никогда их не соблюдал", - пишет редакция The Washington Post.
"Если какое-то затишье на самом деле начнется и гуманитарные конвои доберутся до места назначения, то лишь потому, что Путин сочтет это отвечающим его стратегическим интересам", - говорится в статье.
"Без сомнения, Путин надеется, что подобная демонстрация его значимости вкупе с уменьшением российских рейдов на больницы и другие гражданские объекты в Северной Сирии побудят некоторые страны настаивать на снятии санкций ЕС с его режима - несмотря на нарушение договоренностей по Украине", - рассуждают авторы публикации.
В американском руководстве "нет консенсуса относительно существенных мер для ограничения военных действий России, например путем поставок повстанцам зенитного оружия".
"Именно пассивность американской политики дает Путину возможность действовать в Сирии, как ему вздумается", - пишет издание, выражая надежду, что российский лидер "решит, что перерыв в военных действиях в его интересах". "Но в любом случае он это решит не потому, что был ограничен в действиях Соединенными Штатами", - сетуют авторы.
В начале недели было сделано два анонса по Сирии: о прекращении огня, намеченного на 27 февраля, а также о парламентских выборах в апреле. "Слишком здорово, чтобы этому можно было верить", - комментирует Фабрис Баланш, обозреватель Liberation.
"По сути, Москва и Дамаск лукаво подчиняются мирному плану ООН (резолюция 2254 от 18 декабря 2015 года) - на своих условиях и с учетом своих временных рамок. Владимир Путин разыгрывает шахматную партию, и он всегда действует на опережение, тогда как его противники довольствуются плохо организованной обороной", - пишет автор статьи.
"Владимир Путин заявил, что окажет давление на Башара Асада, чтобы тот соблюдал прекращение огня, и что он надеется, что Барак Обама поступит аналогичным образом в отношении своих региональных союзников, продолжающих настаивать на уходе Асада, - говорится далее. - Прекращение огня означает де-факто пребывание его у власти, но Белому дому будет сложно заставить с этим согласиться Турцию и Саудовскую Аравию". Даже если оба спонсора повстанцев согласятся играть в эту игру, им с трудом удастся заставить выполнять условия прекращения огня все повстанческие группировки, и без того считающие, что их предали.
Раздробленность повстанческих сил является еще одним дополнительным препятствием на пути реализации прекращения огня. Под сомнение будет поставлено и доверие к США, поскольку союзники Москвы говорят одним голосом и соблюдают дисциплину, полагает автор.
Главной проблемой при реализации перемирия является "Джабхат ан-Нусра". Это ответвление "Аль-Каиды" включено в черный список, так же как и ИГИЛ (все три группировки запрещены в РФ. - Прим. ред.). Но "Ан-Нусра" присутствует на всех фронтах, от Дераа до пригородов Дамаска и деревень Идлиба. Все закончиться тем, что лагерь повстанцев будет расколот и начнется братоубийственная война. Вероятно, это еще одна скрытая цель перемирия "с изменяющейся геометрией", пишет автор.
"Через пять лет после начала войны, гуманитарной катастрофы и создания очага джихадизма у дверей Европы западные правительства должны принять решения, позволяют ли им предложения Москвы спасти лицо перед своим общественным мнением. А оно все больше тревожится из-за угрозы терроризма и притока беженцев и нисколько - в отношении демократии в Сирии. Если западные страны примут их, Турция окажется в изоляции и будет вынуждена ограничить поддержку сирийским повстанцам. Миллионы сирийских беженцев, порожденные конфликтом, безусловно, острое оружие, с помощью которого Путин заставляет врагов Башара Асада прекратить боевые действия", - заключает автор статьи.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил журналистам в четверг, что нет и не будет плана "Б" по соглашению о перемирии в Сирии, пишет обозреватель Business Insider Наташа Бертран.
Это ответ на слова госсекретаря США Джона Керри о том, что Америка рассматривает альтернативные возможности, если план "А" - прекращение насилия - не осуществится. "Возможно, будет слишком поздно сохранять единую Сирию, если мы прождем еще дольше", - заявил Керри.
"Некоторые аналитики рассматривают заявления Керри как косвенную поддержку разделения Сирии между президентом страны Башаром Асадом, суннитскими повстанцами и сирийскими курдами (и террористической группировкой ИГИЛ, если международная коалиция не сможет победить боевиков на востоке страны)", - отмечает автор статьи.
"Вторым вариантом [для России] будет вернуться в те части полезной для нее Сирии, которые можно защитить, гарантировав безопасность алавитского кантона", - отметил еще в декабре приглашенный эксперт по Ближнему Востоку в Carnegie Endowment for International Peace Джозеф Бахут.
Укрепление российского протектората в Западной Сирии, который уже удерживается режимом и в котором доминирует лояльная Асаду шиитская секта, по мнению бывшего посла ЕС и приглашенного эксперта Carnegie Europe Марка Пьерини, придаст "ощутимую реальность московской концепции нового международного порядка".
"К своей быстрой аннексии Крыма и господству на Восточной Украине Россия теперь добавит "Асадланд", - пишет Пьерини. - Поступая так, она демонстрирует всему миру, что она способна пересмотреть международный порядок, или, по крайней мере, у нее хватает смелости действовать как "главный вредитель".
План "прекращения боевых действий" в Сирии, вполне возможно, не осуществится, а если осуществится, то ненадолго, пишет в The Moscow Times эксперт Марк Галеотти (Нью-Йоркский университет). "Это плод не гуманистических порывов и дипломатической доброй воли, а цинизма, изнеможения и геополитических расчетов", - поясняет он.
И все же Галеотти находит основания для оптимизма.
1. "О прочном урегулировании проще размышлять во время перемирия, а не в разгар боев", - говорится в статье.
2. Режим перемирия позволит России (и потребует от нее) борьбы с "Исламским государством".
3. Наконец, благодаря перемирию население получит гуманитарную помощь.
Но автор видит и помехи для прогресса.
По его мнению, Москва и Дамаск, скорее всего, будут соблюдать перемирие, но вот повстанцы представляют собой пеструю мешанину отрядов, вожаков и движений.
Пожалуй, самое опасное - чрезвычайная "мультивекторность" войны в Сирии, указывает Галеотти. В лагере сирийского правительства есть разные фракции. Заметна разница между покровителями режима - Россией и Ираном. Вашингтон поддерживает сирийских курдов, Анкара их демонизирует, говорится в статье.
Другие помехи на пути прогресса - Израиль, Ирак, страны Персидского залива и прочие игроки, которые не столь уж заинтересованы в быстром урегулировании.
Галеотти предостерегает: пока Сирию считают лишь площадкой для рискованных ближневосточных игр, возможны лишь временные и частичные перерывы в боевых действиях.
Тот факт, что режим перемирия в Сирии не распространяется на группировку "Джабхат ан-Нусра", ставит сторонников перемирия в сложное положение, констатирует The Wall Street Journal. "Боевики "Ан-Нусры" присутствуют на всей территории, которая подконтрольна оппозиции. Повстанцы подозревают, что режим Асада и его партнеры воспользуются особым режимом перемирия как предлогом для продолжения ударов по более умеренным оппозиционным силам.
По мнению газеты, за пять лет войны "Джабхат ан-Нусра" превратилась "для более умеренных повстанческих группировок, пользующихся поддержкой США, в сильного, пусть порой агрессивного союзника в войне с режимом".
"Ан-Нусра" - доминирующая сила на севере провинции Идлиб, сообщают журналисты. В городе Идлиб и некоторых других районах, подконтрольных повстанцам, "Ан-Нусра" имеет своих представителей в коалиционных местных администрациях.
На момент публикации повстанческая группировка "Ахрар аль-Шам" еще не согласилась на перемирие: ее смущают последствия исключения "Ан-Нусры" из перемирия.
Матар Исмаил, активист с юга Дамаска, как называют его авторы, полагает, что у прекращения огня больше шансов на юге Сирии, где "Джабхат ан-Нусра" присутствует ограниченно. Но на севере Сирии, где группировка широко распространена, удары по штабам "Ан-Нусры" могут восстановить ее приверженцев против тех повстанцев, которые согласились на перемирие, передает издание.
Также по теме:
Станет ли сирийская Ракка новым немецким Торгау? (The Washington Times)
Немецкий политолог: "Россия перешла в наступление" (Focus)
Тактически Путин не может проиграть (La Repubblica)