План "прекращения боевых действий" в Сирии, вполне возможно, не осуществится, а если осуществится, то ненадолго, пишет в The Moscow Times эксперт Марк Галеотти (Нью-Йоркский университет). "Это плод не гуманистических порывов и дипломатической доброй воли, а цинизма, изнеможения и геополитических расчетов", - поясняет он.
И все же Галеотти находит основания для оптимизма.
1. "О прочном урегулировании проще размышлять во время перемирия, а не в разгаре боев", - говорится в статье.
2. Режим перемирия позволит России (и потребует от нее) борьбы с "Исламским государством" - террористической организацией, запрещенной в России.
Вдобавок это шанс разоблачить блеф воюющих сторон. По мнению автора, Москва и Дамаск давно "изображают открытость для диалога и при этом пытаются изменить в своих интересах обстановку на местах", а многие повстанческие группировки ссылаются на варварские деяния режима Асада, чтобы оправдать свое варварство.
Теперь же все стороны будут вынуждены либо соблюдать обязательства, либо отвечать за их несоблюдение.
3. Наконец, благодаря перемирию население получит гуманитарную помощь.
Но автор видит и помехи для прогресса.
По его мнению, Москва и Дамаск, скорее всего, будут соблюдать перемирие, поскольку, если оно сорвется, их же и обвинят. А вот повстанцы - пестрая мешанина отрядов, вожаков и движений.
Пожалуй, самое опасное - чрезвычайная "мультивекторность" войны в Сирии. В лагере сирийского правительства есть разные фракции. Заметна разница между покровителями режима - Россией и Ираном. Вашингтон поддерживает сирийских курдов, Анкара их демонизирует, говорится в статье.
Другие помехи на пути прогресса - Израиль, Ирак, страны Персидского залива и прочие игроки, которые, в отличие от России и США, не столь уж заинтересованы в быстром урегулировании.
Галеотти предостерегает: пока Сирию считают лишь площадкой для рискованных ближневосточных игр, возможны лишь временные, частичные и не вполне удовлетворительные перерывы в боевых действиях.