Фундаментализм породил идеологию американского превосходства
Вторжение в Ирак было первым практическим применением пагубной доктрины Буша о превентивной военной операции, и оно вызвало аллергическую реакцию во всем мире - не потому, что у кого-то нашлось доброе слово о Саддаме Хусейне, а потому, что мы настаивали на вторжении в Ирак в одностороннем порядке, не имея веских доказательств его причастности к событиям 11 сентября или наличия у него оружия массового уничтожения.
Различия представлений между Америкой и остальным миром никогда не были такими глубокими. За границей считают, что Америка злоупотребляет господствующим положением, которое она занимает; общественное мнение внутри страны заставили поверить в то, что Саддам представляет явную и непосредственную угрозу национальной безопасности. Только после вторжения в Ирак люди начинают понимать, что их ввели в заблуждение.
И сегодня многие считают, что 11 сентября оправдывает поведение, которое в обычное время было бы приемлемым. Идеологи американского превосходства и лично президент Буш не устают напоминать нам о том, что 11 сентября изменило мир. Лишь после того как последствия вторжения в Ирак стали очевидными, люди начинают понимать, что было совершенно что-то ужасное.
Мы попали в ловушку. Во время терактов мотивы террористов-смертников были непонятны, но теперь они начинают проясняться: они хотели от нас именно такой реакции. Наверное, они понимали нас лучше, чем мы понимаем себя сами.
Нас обманули. Во время избирательной кампании 2000 года Буш обещал быть скромным во внешней политике. Я убежден, что администрация Буша умышленно использовала 11 сентября для проведения такой политики, какой американское общество в иных обстоятельствах не потерпело бы. США могут утратить свое лидерство только в результате собственных ошибок. В настоящее время страна находится в процессе совершения таких ошибок, так как оказалась в руках группы экстремистов, у которых представление о собственной миссии сопоставимо только с самоуверенностью.
Эти искаженные представления постулируют следующее: поскольку мы сильнее других, мы лучше знаем и правда на нашей стороне. Здесь религиозный фундаментализм сливается с рыночным фундаментализмом и образует идеологию американского превосходства.
Да, нам трудно понять абсурдность достижения превосходства военными средствами, поскольку мы привыкли полагаться на военную мощь и особенно остро ощущаем необходимость в ней, когда наше существование оказывается под угрозой. Но самая сильная страна мира не должна позволять страху брать над собой верх.
Превращение войны против терроризма в центр нашей национальной стратегии является отказом от нашей миссии ведущей страны мира. США - это единственная страна, способная стать лидером в решении проблем, требующих коллективных действий: в сохранении мира и экономического прогресса, защите окружающей среды и так далее.
Какими бы ни были оправдания для свержения Саддама, очевидно, что мы вторглись в Ирак под надуманными предлогами. Умышленно или неумышленно, президент Буш обманул американскую общественность и конгресс, грубо пренебрег мнением наших союзников.
Разрыв между надеждами администрации и реальным положением дел не мог бы быть больше. Мы подвергаем риску не только жизни наших солдат, но и боеготовность вооруженных сил. Мы перенапряглись и утратили способность распределять свои силы.
Между тем мест, где нам нужно приложить силы, сегодня больше, чем когда-либо. Северная Корея в открытую создает ядерное оружие, Иран делает то же самое тайно. "Талибан" ведет перегруппировку сил в пуштунских районах Афганистана. Расходы по оккупации и перспективы перманентной войны тяжелым бременем ложатся на нашу экономику, и мы оказываемся не способными решать насущные проблемы внутри страны и во всем мире. Если нам нужны были доказательства того, что мечта неоконсерваторов об американском превосходстве ошибочна, Ирак их предоставил.
Трудно представить себе большее искажение планов министерства обороны. Мы оказались в болоте, в чем-то похожем на Вьетнам. Вторгшись в Ирак, мы не можем оттуда выпутаться. Требования вывести войска будут усиливаться, как это было во времена войны во Вьетнаме, но вывод войск нанесет непоправимый ущерб нашему положению в мире. В этом смысле Ирак хуже Вьетнама, поскольку мы зависим от ближневосточной нефти.
Никто нас туда не тянул, наоборот, все советовали этого не делать. Положим, Саддам был отвратительным тираном и избавиться от него было бы неплохо. Но какой ценой? Оккупационные войска, как магнит, притягивают к себе террористов и радикализируют ислам. Наши солдаты должны выполнять работу полицейских с полной боевой выкладкой.
А стоимость оккупации, по оценкам, составляет 160 млрд долларов в 2003-2004 финансовых годах: 73 млрд в 2003 и 87 млрд по дополнительному запросу, представленному в последний момент в сентябре 2003 года. Только 20 млрд долларов из 87 млрд пойдут на восстановление, а общая стоимость восстановления составляет, по оценкам, 60 млрд долларов. Для сравнения: на помощь зарубежным странам в 2002 году было выделено 10 млрд долларов.
Простого выхода нет. Администрация Буша хочет от ООН большего участия, но не желает идти на необходимые уступки. Мы должны смириться и расплатиться за свои ошибки, альтернативы нет. В конце концов, другой президент с другим отношением к международному сотрудничеству, возможно, успешнее поможет нам выпутаться.
США - это не только страна, являющаяся центром мировой капиталистической системы, это также главная движущая сила глобализации. Европейский союз, может быть, и равен США по популярности и сопоставим по ВВП, но он не так монолитен и менее удобен для глобализации. В военном смысле ЕС нельзя даже назвать государством, поскольку его члены принимают собственные решения.
Если какая-то страна несет ответственность за мировой порядок, то это США. Это не означает, что другим странам не надо беспокоиться о благополучии мира. Их подходы не остаются без последствий, но США играют самую важную роль.
Если в 2004 году Буша отвергнут, его политику можно будет списать со счетов как аберрацию, а Америка займет в мире подобающее ей место. Но если он будет переизбран, его политика получит одобрение электората и нам придется жить с ее последствиями. Но этого мало, чтобы провалить Буша на выборах. США должны понять свою глобальную роль и воспринять более конструктивные взгляды. Мы не можем преследовать узкие, национальные интересы. Наше положение возлагает на нас исключительную ответственность.
Это отредактированные выдержки из книги Джорджа Сороса "Мыльный пузырь американского превосходства", вышедшей в свет в четверг в издательстве Weidenfeld & Nicolson.