Холодной войны, может быть, и нет, но ее призрак бродит по Грузии, где Вашингтон и Москва борются за внимание страны, не столь важной стратегически, но имеющей большую символическую ценность для Америки и России.
Странность отношений Грузии с США и Россией была проиллюстрирована в воскресенье: вступление юриста, получившего образование в США, в должность президента сопровождалось церемонией, в ходе которой состоялся парад военнослужащих, обученных американцами, а в небе ревели истребители российского производства.
Госсекретарь США Колин Пауэлл и российский министр обороны Игорь Иванов присутствовали на инаугурации Михаила Саакашвили, возглавившего в ноябре бескровную революцию роз, которая привела к свержению правительства Эдуарда Шеварднадзе. 4 января Саакашвили легко победил на выборах.
Вашингтон обеспечивает множество социальных проектов и программ по построению демократии в Грузии, которая с момента провозглашения независимости получила более 1 млрд долларов (793,6 млн евро), что при пересчете на душу населения выводит Грузию в число крупнейших получателей американской помощи, наподобие Египта и Израиля.
В этом году ей предстоит получить 166 млн долларов прямой иностранной помощи, включая 20 млн долларов, которые США недавно дали Саакашвили на оплату труда полицейских и солдат и для облегчения ему переходного периода. Вашингтон также оплачивал расходы Саакашвили, когда тот учится на юридическом факультете Университета Колумбии в Нью-Йорке, и этот факт не остался незамеченным в Москве, где Саакашвили нередко называют американской марионеткой.
"Конечно, мое образование вызывает подозрение в других странах", - сухо заметил Саакашвили.
В стране находится около 100 американских военных, обучающих и экипирующих четыре батальона грузинской армии в рамках начавшейся два года назад программы по повышению способности Грузии препятствовать боевикам, сражающимся в соседней Чечне, создавать базы в северной Грузии. Однако в ходе своего визита Пауэлл подчеркнул, что у США нет намерений создавать там свои постоянные базы.
Россия не предоставляет Грузии помощь, но продает этой стране основную часть потребляемой там энергии. Она имеет в Грузии четыре военных базы, где расквартировано около 3 тыс. военнослужащих. Саакашвили называет базы символическими реликтами, которые "подогревают имперскую самоуверенность некоторых людей в Москве". Он, как и Пауэлл, требует их закрыть.
Впрочем, Пауэлл признал, что у Москвы есть законные интересы в Грузии, и сказал в воскресенье, что стремление помочь Грузии не является соревнованием. "Мы не просим Грузию сделать тот или иной выбор, - заявил Пауэлл. - Это старое мышление, оставшееся от времен железного занавеса".
Внимание, уделяемое Грузии, можно было бы понять, если бы она была стратегически или экономически важна, но среди ее ресурсов нет нефти, и находится она далеко. Через Грузию пройдет газопровод из Каспийского региона, строительство которого должно завершиться в 2007 году. Предполагается, что по нему из Азербайджана в Европу будет ежедневно поступать миллион баррелей сырца. Но ни американские, ни российские компании не играют заметной роли ни в заполнении нефтепровода, ни в его строительстве.
По словам источника в администрации Буша, США более всего заинтересованы в создании жизнеспособной демократии в нестабильном регионе с диктаторскими режимами.
Интерес России к Грузии более прагматичен: в то время как бывшие страны-сателлиты вступают в НАТО и Европейский союз, Россию все больше волнует ее "ближнее зарубежье", как выражается Путин. Москве не хочется видеть в соседних странах прозападных лидеров, о чем свидетельствует то, что Путин две недели не мог собраться поздравить Саакашвили с победой на выборах.
Грузия - лишь одна из бывших советских республик, где Россия в последнее время стремится восстановить свое влияние. На прошлой неделе Россия на время прекратила поставки газа в Белоруссию под предлогом коммерческих разногласий. Но многие наблюдатели считают, что это был политический шаг.
В настоящее время Грузия - это не более чем символический пример успешной демократии. По оценке Всемирного банка, ее ВВП соизмерим с беднейшими странами мира, например с Гаити. Многие, включая Пауэлла, винят в этом коррупцию, принявшую характер эпидемии.
"Мы не хотим превращать свою страну в поле сражения между сверхдержавами, - заявил Саакашвили. - Я не проамериканский и не пророссийский, я прогрузинский".