Лидер "Хамас": нет соглашениям, достигнутым в Осло. США и Израиль: с ними нельзя вести переговоры
"В конечном итоге победит "Хамас". Первые exit-polls нельзя воспринимать всерьез", - воскликнул Исмаил Хания в девять вечера, когда телеканалы сообщили о том, что, согласно предварительным данным, победу одерживает "Фатх". Но это не произвело на него впечатления. "Даже на последних муниципальных выборах в основных городах на Западном берегу и в Газе сначала "Фатх" праздновал победу. Но через несколько часов оказывалось, что это совсем не так. В Наблусе, например, они уже поднимали бокалы за свой триумф. А утром становилось известно, что "Хамас" набрал свыше 67% голосов, а они получили лишь 15%", - говорил он, окруженный своими телохранителями с калашниковыми.
Есть все основания передвигаться с соблюдением всех требований безопасности. После закрытия избирательных участков на улицы Газы вышли представители обоих лагерей и празднуют каждый свою победу. Слышны выстрелы. Хания не хочет рисковать. Он - номер один в списке кандидатов "Хамас". Известное лицо, он фигурирует почти на всех предвыборных плакатах. Это один из лидеров, который может добиться поворота движения к умеренности, если ему предстоит быть членом правительства национального единства с "Фатх".
Но сейчас он не хочет делать заявлений. "Я подожду официальных результатов голосований", - поясняет он. Он избрал двойственный путь, давая ответ Соединенным Штатам и Европе. "Нас просят сделать выбор между вооруженным путем и парламентским путем. Мы отвечаем, что можно вести борьбу и в то же время заседать в парламенте, в этом нет никаких противоречий". Вчера вечером израильский премьер Эхуд Ольмерт вновь заявил, что его правительство "не может согласиться с присутствием "Хамас" в палестинской администрации в ее нынешнем виде". И в Вашингтоне представители Белого дома делают акцент на том, что "наступил исторический момент для палестинского общества в его переходе к демократии". Вместе с тем они отмечают, что не будут вести переговоры с "Хамас", который продолжают считать "террористическим движением".
Хания продолжает уходить от прямого ответа. Готов ли он к переговорам с Израилем? "Надо посмотреть. Мы решим это, когда надо будет, в зависимости от обстоятельств", - поспешно отвечает он. Но один вопрос продолжает доминировать в палестинских политических кругах: готов ли "Хамас" сформировать вместе с "Фатх" правительство национального единства? "Да, но необходимо выработать единую политическую программу с "Фатх". Должно быть ясно, что для нас не существует соглашений, подписанных в Осло. Мы не пойдем ни на одно соглашение на основе этих договоренностей", - твердо заявляет он. Это проблема - если принять во внимание, что лидеры "Фатх" во главе с президентом Абу Мазеном продолжают представлять эти выборы как "большой успех на пути к демократии, провозглашенной "Фатх" в соглашениях, подписанных с Израилем в 1993 году в Осло".
Кроме того, среди членов "Фатх" распространено мнение о том, что в ближайшие недели в "Хамас" произойдут глубокие внутренние преобразования, которые могут привести к расколу между экстремистами и умеренными. "На протяжении нескольких месяцев в "Хамас" происходит процесс, подобный тому, на который в старом ООП ушло 14 лет. Процесс был начат на съезде в Бейруте в 1974 году, кульминация наступила в Алжире в 1988 году, когда было принято решение, что следует отказаться от максималистской линии на уничтожение Израиля в пользу диалога ради территориального компромисса", - говорит, в частности, 38-летний Махер Мекдад, кандидат от "Фатх" и лидер вооруженных группировок "Бригады мучеников Аль-Аксы". Он также подчеркивает: "Несомненно, "Хамас" придется пережить травму в результате внутреннего раскола. Возможно, они и добьются серьезного успеха на выборах. Но у них будут разногласия по вопросу о том, что делать в будущем. И тогда "Фатх" вновь будет играть ведущую роль".