Первая энциклика нового Папы - это событие, которого всегда с нетерпением ждут. Бенедикт XVI не установил рекорд скорости: документ под названием Deus caritas est ("Бог есть любовь") был опубликован им в Риме в среду 25 января, через восемь месяцев после его избрания на папский престол. Написанная бывшим кардиналом Йозефом Ратцингером, некогда отличавшимся длинными посланиями, эта энциклика поражает своей относительной краткостью (45 страниц). Вопреки традиции, Бенедикт XVI предлагает в ней не программу, а скорее философическое размышление по поводу человеческой любви.
В последние дни скромный Бенедикт XVI не скрывал темы и основных тезисов своей энциклики, явно стремясь избежать всякого эффекта сюрприза. Он никогда не будет делать неожиданных заявлений, в отличие от своего предшественника Иоанна Павла II, который своей первой энцикликой Redemptor hominis ("Искупитель человека"), опубликованной сразу же после его избрания на престол в 1978 году, поразил всех, поставив перед Церковью задачи борьбы за права человека в мире, еще находившемся под угрозой коммунистических стран.
Бывший профессор Ратцингер предпочитает диалог с современной культурой. В нем он чувствует себя комфортнее. Тема любви, которую он выбрал для начала своего папского правления, мало кого способна удивить, коль скоро о ней пишет христианский автор, но она очень актуальна. Слово "любовь" является одним из самых "опошленных", пишет он в начале своего послания. "Экзальтированное отношение к телу, которое мы сегодня наблюдаем, обманчиво. Эрос, сведенный к простому сексу, становится товаром, вещью, которую можно купить и продать. Более того, товаром становится сам человек". Эта энциклика - тревожное предупреждение, адресованное миру.
Папа отвергает тезисы двух философов (немцев, как и он сам), которые создали питательную почву для современного антихристианства и породили кризис веры. Это Ницше (1844-1900), который в своей книге "По ту сторону добра и зла" упрекнул христианство в "отравлении любви". И это Маркс (1818-1883), который подверг критике "благотворительность" Церкви, исторически повинной, с его точки зрения, в том, что она "избавила богатых от их долга перед справедливостью и оставила их совесть в покое". Папа напоминает о том, каким прогрессом по сравнению с греческой философией и "ложным обожествлением" эроса явилась концепция человеческой любви, развивавшаяся иудаизмом и христианством под именем "агапэ". По его мнению, между эросом и агапэ не должно существовать никакого барьера: эти понятия должны находиться в единстве и вести к любви к Богу.
Поражает обилие ссылок на еврейскую традицию в данной теме. Автор словно чувствует, что "деградация" человеческой любви является серьезной угрозой для обеих монотеистических религий. Но, черпая из великой традиции, идущей от святого Августина к Иоанну Павлу II, он старается прежде всего показать, что христианство не является врагом эроса, плотской любви, желания и тела: "Христианская вера, - пишет он, - всегда рассматривала человека как существо, в котором духовное и материальное проникают друг в друга... Да, эрос хочет в экстазе вознести нас к божественному, вывести нас за пределы нас самих. Но именно по этой причине нужна дорога восхождения, отречений, очищения и исцелений".
Далее следует вторая часть опровержения: "благотворительность" (еще одно опошленное слово), вовсе не оправдывая несправедливостей истории, служит необходимым дополнением к политическому действию. Активность Церквей, гуманитарных и благотворительных организаций, может только приветствоваться. Она не должна снимать с политиков их главной обязанности - заботы о социальной справедливости. "Справедливость есть подлинная мера всякой политики", - настойчиво подчеркивает он. И так же, как не бывает настоящей любви вне союза между эросом и агапэ, не может быть самодостаточной политика, находящаяся в плену интересов власти.
Католики призываются поддерживать церковную традицию благотворительности, которой, как опасается Папа, грозит растворение в двух типах сочувствия: "Для Церкви благотворительность не есть форма социальной помощи, которую можно было бы поручить другим: она свойственна самой ее природе. Она - выражение самой сути Церкви, которая не может от нее отказаться".
Эта энциклика Бенедикта XVI о любви не похожа на нормативные документы о сексе и супружеской морали, опубликованные его предшественниками - Павлом VI и Иоанном Павлом II. Это не значит, что Папа порвал с этой традицией: просто он полагает, что их учение уже известно. Он не совершает никакой революции, но пользуется уже другим словарем. Сугубо философский и духовный, он отличается принципиальностью и глубиной.