Вернулись ли россияне, на этот раз - с видами на еще одну мишень для захвата? С начала прошлого года разговоров на ниве политических слухов по поводу "Газпрома" и его амбиций в Соединенном Королевстве стало гораздо больше, чем раньше.
Интерес к Centrica, учредителю British Gas, российский государственный газовый гигант питает давно, и это хорошо задокументировано. Однако говорят, что "Газпром", может быть, подумывает переключить свое внимание на National Grid, владелицу британских сетей передачи газа и электричества.
Скос в сторону National Grid - это переход в совершенно другую лигу по сравнению с приобретением Centrica. Вероятно, это обойдется россиянам в 35 млрд фунтов, включая 10 млрд фунтов долга, согласно бухгалтерии National Grid, однако "Газпром" - одна из немногих компаний, которые в состоянии проглотить такой большой кусок, не получив несварения.
Также это было логичным. "Газпром" не делал тайны из того, что хочет купить европейские энергетические распределительные активы, частично для страховки своего изменчивого газодобывающего бизнеса, частично для обеспечения доступа на рынки вне России. В этом отношении Соединенное Королевство - одна из немногих стран, воистину открытых для иностранных инвесторов. Также королевство позволило бы россиянам делать поставки на европейский рынок и с запада, а не только с востока. National Grid - держатель контрольного пакета акций в крупном терминале сжиженного природного газа Isle of Grain. Через пару лет Соединенное Королевство будет иметь мощности хранения и импорта газа, превышающие спрос, что сделает его привлекательной базой для экспорта на континент.
Послужной список управления National Grid заставляет предположить, что компания будет открыта для приобретения по справедливой цене. Председатель сэр Джон Паркер продал почти все крупные компании, которыми управлял (в последний раз - P&O правительству Дубая), в то время как новый глава Стив Холлидей - выпускник школы бизнеса Exxon-Mobil, живущей по принципу "у всего есть своя цена".
Политический рельеф менее определенный. В то время как заявка "Газпрома" на приобретение Centrica вызовет серьезные беспокойства по поводу конкуренции, так как в итоге крупнейший в мире производитель газа сольется с главным британским поставщиком газа, слияние Gazprom и Grid будет таить в себе менее очевидные осложнения.
Однако это вызовет вопросы о национальных интересах Соединенного Королевства. Несколько лет назад правительство уступило свою "золотую акцию" в компании, так что оно не может автоматически заблокировать предложение "Газпрома" или другого кандидата, такого как частный консорциум. Однако в Законе о предпринимательстве есть пункты, в которых речь идет о приобретениях, противоречащих национальным интересам. Мысль о том, что британские энергосистемы будут принадлежать тому, что, по сути, является рукой Кремля, определенно в эту схему вписываются.
Также возникнут проблемы и в США, где "Газпрому" почти наверняка не разрешат сохранить в собственности три крупнейшие американские энергетические компании, которые приобрела National Grid - NEES, Niagra Mohawk и Keyspan.
Мысль о том, что национальный актив, такой как Grid, попадет в иностранные руки, еще не так давно показалась бы недопустимой. Однако это было до того, как британские аэропорты и порты попали в иностранную собственность. Даже сейчас мысль о том, что российскому государству могут позволить приобрести стратегический актив, такой как британские газовые и электрические сети, звучит как фантастика. Но, опять же, кто бы мог поверить, что может случиться дело Литвиненко?