Это ужасно, что Михаил Горбачев оправдывает нарушения прав человека в Чечне тем, что они служат "борьбе с терроризмом". Однако права человека абсолютны, и ничто не может оправдать их нарушения. Одобряемые Горбачевым "зачистки", которые сопровождаются серьезными нарушениями прав человека, затрагивают в основном гражданское население. О "террористах" здесь нет и речи.
Горбачев видит в военных акциях политическое решение. Однако гражданское население Чечни непрерывно страдает от серьезных злоупотреблений со стороны российских военных и мятежников. Правозащитная организация "Международная амнистия" также осуждает убийство чеченского президента Ахмада Кадырова, как и июньское нападение мятежников на соседнюю республику Ингушетия. Но если Горбачев отдает должное Кадырову за его готовность к сотрудничеству, то он ни единым словом не упоминает о том, что Кадыров и возглавляемые его сыном Рамзаном воинские формирования виновны в тяжких нарушениях прав гражданского населения Чечни. Ночные обыски, убийства, немотивированные аресты, пытки и похищения и сегодня остаются в порядке вещей.
Крайне тревожно, что в течение прошлого года конфликт распространился и на Ингушетию. Во время проведения силовых акций в ингушских лагерях беженцев и в селах чеченские и российские военные убивали гражданских лиц; некоторые бесследно "исчезали". Непосредственно после июньского нападения военными и милицией в Ингушетии было задержано не менее 34 чеченских беженцев. С тех пор место их пребывания неизвестно; существуют опасения, что их подвергали пыткам и жестокому обращению. Беженцы искали в соседней республике защиту. Теперь они уже не уверены в своей безопасности в Ингушетии.
Закрытие всех официально существующих лагерей беженцев еще более повышает давление, оказываемое на беженцев с тем, чтобы они покинули Ингушетию. Но и возврат в Чечню не гарантирует им безопасности. Подобное развитие событий никак не может способствовать мирному решению конфликта. Предпосылками к нему могли бы стать только соблюдение международного законодательство в области прав человека и юридическое преследование всех преступников без исключения.