Нефтяная компания, частично принадлежащая владельцу футбольного клуба "Челси" Роману Абрамовичу, а частично - BP, сталкивается с судебным иском в связи с махинацией, в результате которой акционеры лишились прибыли.
Дело против "Славнефти" было начато по инициативе инвестиционной компании, в число акционеров которой входят пенсионные фонды ВТ и Royal Mail, Гарвардский колледж и правительство Норвегии.
Главный финансист Абрамовича Тененбаум, сказал The Times, что серия исков против "Славнефти" и связанных с ней компаний представляет собой форму шантажа. Он считает, что его компания сможет выиграть дела по всем искам.
Обвинение заключается в том, что "Славнефть" продавала нефть по бросовым ценам своим дочерним компаниям, которые перепродавали их с огромной прибылью для себя. Нефть производится в компании, подконтрольной "Славнефти", но принадлежащей миноритарным акционерам, теряющим в ходе операции возможность получать прибыли.
Если эти обвинения подтвердятся, возникнет закономерный вопрос об источниках богатства Абрамовича, занимающего 25-е место среди самых богатых людей мира со своими 11 миллиардами долларов. После того, как он в прошлом году купил "Челси", он потратил в общей сложности 200 миллионов долларов, в том числе 24 миллиона на покупку на прошлой неделе нападающего Дидье Дрогба.
Этот скандал крайне неприятен для компании ВР, которая надеялась осуществить инвестиции в Россию, избежав при этом противоречий, от которых страдали прочие нефтяные компании. В компании говорят, что они очень серьезно относятся к корпоративной этике и озабочены тревогами миноритарных акционеров. "Мы понимаем, какая это важная проблема", - сказал представитель компании. Дискуссия о правах акционеров и этике управления за последние несколько месяцев проникла в суды Москвы, Сибири, принадлежащих Великобритании Виргинских островов и Бельгии.
В центре конфликта "Мегионнефтегаз", восьмая по величине в России нефтедобывающая фирма. Большая часть акций "Мегиона" принадлежат "Славнефти", которой совместно владеют нефтяная компания Абрамовича "Сибнефть" и совместное британско-российское предприятие TНK-BP. Миноритарные акционеры "Мегиона" во главе со шведской компанией Vostok Nafta выдвигают групповой иск. Истцы утверждают, что "Мегион" намеренно передавал свои прибыли компаниям, связанным с мажоритарными акционерами.
"Мегион" продал 86 млн баррелей всего лишь по 7,67 долларов за баррель, при реальной стоимости по меньшей мере 15,09 долларов - то есть почти в два раза дешевле, говорят они.
Нефть продавали компаниям в Бельгии, России и на Британских Виргинских островах, также связанным с мажоритарными акционерами. Эти компании потом могли перепродавать нефть по рыночным ценам, оставляя себе огромные прибыли.
Руководитель компании Vostok Nafta Алекс Уильямс сказал, что его сотрудникам не удалось обнаружить на Чукотке финансовых отчетов по деятельности одной из компаний-покупательниц "Славнефть Трейдинг".
В результате отказа от прибылей за первое полугодие "Мегион" потерял 4% - это наихудший показатель для российской нефтяной компании.
Алекс Уильямс говорит: "Очевидно, что все прибыли от "Мегионнефтегаза" "Славнефть" напрямую выплачивает "Сибнефти" и ТНК.
Евгений Тененбаум отвергает все обвинения, называя их "зеленым шантажом" - (вид финансового шантажа, вынуждающего компанию выкупать собственные акции с надбавкой).
"Vostok Nafta ведет себя агрессивно. У них есть акции "Мегиона". Они хотят получить за них завышенную цену. Это типичный финансовый шантаж. Они начинают выдвигать иски, - говорит Тененбаум, - Давление направлено не столько на Романа, сколько на ВР".
Он утверждает, что одна из целей компании Vostok Nafta - это убедить "Славнефть" выкупить акции миноритарных акционеров по 20 долларов за акцию вместо настоящей цены в 16 долларов за акцию.
В компании BP заявили, что управление "Сибнефти" осуществляется отдельно от управления ТНК-ВР. Представитель компании сказал: "Наши намерения, цели и убеждения состоят в том, что очень важно соблюдать этику корпоративного управления, что подразумевает заботу о правах миноритарных акционеров. Сейчас ТНК-ВР работает над программой реструктуризации, которая решит эту проблему".
ВР провела надлежащую юридическую экспертизу, но до завершения сделки не могла повлиять на деятельность компании.
Представитель "Славнефти" сказал: "Мегион" не является независимой компанией, это дочерняя компания "Славнефти", и все ее операции не выходили за рамки обычной практики взаимодействий между разными ответвлениями одной корпорации и находятся в полном соответствии с законом".
Российское правительство не проявило сочувствия к Vostok Nafta. Федеральная служба по финансовым рынкам отклонило их жалобы на нарушения корпоративного управления "Мегионнефтегаза", не усмотрев в деятельности компании нарушения закона.