Чувство изоляции "экспатов", живущих на шахтах северо-востока России, недавно еще больше обострилось. В январе 2007 года российское правительство восстановило старый закон, вышедший из употребления после распада СССР: теперь снова нерезидентам - вне зависимости от того, россияне они или иностранцы - запрещено приближаться больше чем на пять километров к прибрежной зоне без специального разрешения администрации, действительного только один раз. Порты и прибрежные деревни оказались практически отрезаны от внутренней территории. Оуэн О'Коннор, финансовый директор шахты "Кубака", вспоминает один неприятный случай. "Этой зимой три члена местного племени провалились в заледеневшее озеро неподалеку от шахты, когда ехали на старом гусеничном тракторе. Шахтерам удалось спасти двоих. Но один из них отморозил ногу. Дирекция шахты решила вызвать вертолет, чтобы срочно доставить его в больницу городка Эвенск, в 400 км к югу. Однако Эвенск расположен на побережье, а у раненого не было печально известного разрешения. Потребовалось три дня, чтобы получить его. Когда он наконец попал в больницу, его состояние было таким плохим, что ногу пришлось ампутировать".
Соседняя Чукотка к тому же ввела собственную систему разрешений на жительство и на работу, еще больше ограничивающую передвижения по району. Прошлой зимой один француз, живущий в Магадане, был вынужден ждать четыре месяца, чтобы получить разрешение на деловую поездку в порт Певек на Северном Ледовитом океане. На всей территории Российской Федерации ужесточаются требования к получению разрешений на работу для иностранцев, администрация, в частности, обязывает их проходить все более строгий медосмотр. Среди "экспатов" ходят слухи, что российское правительство хочет ограничить деятельность иностранных добывающих компаний, разрешив разработку самых крупных месторождений драгоценных металлов только национальным компаниям.
Тем не менее, местное население благосклонно относится к присутствию западных фирм, предлагающих более высокую оплату за работу, обеспечивающих качественную профессиональную подготовку, тратящих здесь свои деньги и вносящих некоторое оживление в жизнь отдаленного региона. Геолог Владимир Карчевиц, открывший месторождение в Кубаке в 1976 году, надеется, что западные компании останутся здесь: "С распадом СССР все здесь перестало работать, началась нищета. Мы сами обратились в 1993 году к американцам с предложением добывать наше золото. Они пригласили нас к себе в страну, чтобы мы посетили их шахты и ознакомились с их технологией. Я был восхищен".
В 1993 году российская сторона продала Кубаку североамериканской компании, и, чтобы облегчить работу, предоставила американцам доступ к данным топографической съемки, полученным советскими геологами за 50 лет. "Ясное дело, западные компании здесь, чтобы быстро обогатиться, но они направили к нам своих лучших специалистов для строительства новой шахты. Кубака - это образец, российские компании использовали ее в качестве модели для строительства шахт по всей стране".