Первая реакция была рефлекторная, а потому ожидаемая: исламистам настолько успешно удалось посеять страх и ужас по всему миру, что сразу после сообщений о теракте в Осло заговорили об исламском следе. Однако, пишет обозреватель SPIEGEL ONLINE Хазнаин Казим, оголтелые обвинения лишь способствуют эскалации вражды на религиозной почве и мешают видеть другие угрозы.
"Шоку от событий 11 сентября скоро 10 лет - а он все еще не ушел в прошлое. С этого момента в головах людей прочно засела убежденность: тот, кто смог превратить в развалины гигантские башни-близнецы в Нью-Йорке, способен на все". За это время произошли теракты в Мадриде и Лондоне, бомбы обнаруживали в ботинках и на борту самолетов, многочисленные теракты были предотвращены - и всегда за ними стояли исламисты. После публикации карикатур на пророка Мухаммеда целью атак становилась и Скандинавия. Неудивительно, констатирует автор, что автоматически первыми под подозрения попадают "Аль-Каида" и "Талибан".
"Террор принес смерть и страдания миллионам людей. За последние 10 лет он привел к двум войнам и расколол мир: по данным различных исследований, миллионы людей в западном мире воспринимают ислам как угрозу. При этом, - замечает журналист, - специалисты указывают: мусульмане точно так же относятся к Западу".
Комментируя происходившее в первые часы после взрыва в правительственном квартале норвежской столицы, автор пишет, что многие эксперты в области терроризма оказались в затруднительном положении: "на фоне хлынувшего со всех сторон потока сообщений в печатных и электронных СМИ, блогах и соцсетях от них ждали оперативных объяснений - а их как раз и не было".
И тут многие стали давать логичные на первый взгляд, но все же ошибочные комментарии, сваливая вину за теракт в Осло на исламистов. Автор публикации упоминает авторитетные западные СМИ, которые вскоре после теракта заговорили о связях с исламистскими террористами. Такая версия не исключалась, в частности, из-за участия Норвегии в афганской миссии.
А на деле преступником оказался человек с искаженной картиной мира, поставивший перед собой цель "спасти мир от марксизма и исламизации" называвший себя "христианином", говорится в статье, норвежец, возможно, с отклонениями в психике, изливший свою ненависть в "манифесте" и любитель компьютерных игр.
По мнению автора, после сообщений о теракте в Осло и о кровавой бойне на острове Утойя неизбежно самыми актуальными стали вопросы о мотивах. "Рефлекторный порыв обвинить во всем исламистов таит в себе двойную угрозу: с одной стороны, он закрепляет образ врага, который и так прочно укоренился в головах у многих. Зачастую не делается различий между правоверными мирными мусульманами и военизированными исламистами; получается, что радикалы взяли в заложники целую религию. Кроме того, часто забывают о том, что от террора страдает больше мусульман, чем представителей других религий". Если мировое сообщество хочет выиграть борьбу с терроризмом, резюмирует комментатор, мы должны иметь ясное представление о существующих угрозах: нередко поспешные выводы и однобокие подозрения искажают картину реальности, делая нас слепыми.
"Пусть в качестве предостережения послужит официальная статистика Европола: за последний год в ЕС было зафиксировано 249 терактов, и лишь за тремя из них стоят исламисты".