Сирийский кризис продолжает набирать обороты. Выживание сирийского режима зависит от Москвы, занимающей двойственную позицию. Москва рассматривает Асада как "своего" человека на Ближнем Востоке, последнюю возможность удержать свое влияние в регионе. В случае бегства Асада она наверняка предоставит убежище его семье. В то же время Вашингтон и Москва объединились в неожиданный альянс, чтобы заставить Асада отказаться от планов по применению химического оружия. Сирийский конфликт вряд ли скоро закончится, сообщает британский корреспондент из провинции Алеппо.
"Асад обречен, но будет ли он сопротивляться, зависит от Москвы", - утверждает Анна Момильяно в статье, опубликованной в итальянском еженедельнике Panorama. "Позиция Кремля ясна как никогда: Россия остается с Башаром Асадом, и попытки ослабить его режим, даже одними лишь экономическими мерами, рассматриваются как враждебные действия", - пишет издание.
"Дружба между Москвой и Дамаском ни для кого не новость. С тех пор, как полтора года назад начались столкновения, Россия всегда выступала против попыток остановить Асада, к которому в Европе, США и в большинстве арабских стран относятся как кровавому тирану. Москва, однако, видит в нем "своего" человека на Ближнем Востоке, последнюю возможность поддержать свое влияние в регионе, в котором ее могущество сходит на нет. "Сирия для России то же, что Израиль для Соединенных Штатов, иными словами, необходимый союзник", - говорит Кон Куглин, возглавляющий международный отдел в Daily Telegraph. Сирия для Москвы является настолько большим приоритетом, что во время встречи Владимира Путина и Дэвида Кэмерона в Лондоне во время Олимпиады будет обсуждаться ситуация в этой стране", - говорится в статье.
"В настоящее время, как никогда раньше, выживание сирийского режима связано двойной нитью с Москвой. Совершенно очевидно, что правительство Дамаска обречено на падение, но если Россия будет поддерживать его оружием, деньгами и боеприпасами, а также блокировать резолюции в ООН, режим может продержаться еще несколько месяцев. Иными словами: как долго Асад сумеет продержаться, полностью зависит от Москвы", - заключает автор.
О совместных инициативах России и США в сирийском вопросе рассказывает Independent. Вашингтон и Москва объединились в неожиданный альянс, чтобы заставить Асада отказаться от планов по применению химического оружия против повстанцев, уточняет автор статьи Самия Нахул.
Один из западных дипломатов в регионе сказал изданию: "Две недели назад были разговоры о его использовании, но русские быстро вмешались, чтобы остановить их".
В понедельник Москва зашла еще дальше, публично предупредив Асада о недопустимости использования химического оружия, которое запрещено международным протоколом против применения отравляющего газа на войне, ратифицированным Сирией в 1968 году.
Дипломат полагает, что заявление представителя министерства иностранных дел Джихада Макдисси о том, что власти не применят химическое оружие против своих граждан, было сделано по настоянию России.
Несмотря на дипломатический "провал" по Сирии в Совбезе ООН, где Москва наложила вето на ужесточение мер в отношении Дамаска, "у России и Соединенных Штатов явно общие интересы в смысле контроля химического оружия", добавил дипломат.
Дипломаты утверждают, что США, другие западные державы и Израиль поддерживают тесный контакт друг с другом, чтобы уберечься от кошмарного сценария, по которому Асад потеряет контроль, а его химическое оружие попадет в руки исламских боевиков.
"Я думаю, что Россия сотрудничает со всеми, прежде всего с Америкой... Путин встречался с премьер-министром Турции, был в Израиле, поддерживает контакты с американцами. Конечно, никто не хочет, чтобы химическое оружие использовалось и уже тем более попало в руки к террористам", - сказал Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги.
Об опасности потери контроля над сирийскими химическими арсеналами пишет и Tagesspiegel. "Что может быть хуже диктатора, в распоряжении которого находится оружие массового уничтожения? Только диктатор, который в борьбе с повстанцами теряет контроль над этим оружием", - размышляет автор публикации Андреа Нюссе.
По данным американских спецслужб и военных экспертов по всему миру, накапливать арсенал химического оружия Сирия начала в 1970-е годы. Сирийская программа стала своего рода ответом на ядерную программу Израиля.
Пока угроза того, что Асад применит химическое оружие, невелика - в противном случае он сам подтолкнет Запад к решительным действиям. Гораздо опаснее риск того, что оно попадет в руки террористов, экстремистов или контрабандистов. Еще одним кошмарным сценарием может стать распространение химического оружия по региону - как это случилось с обычным вооружением из арсеналов свергнутого ливийского диктатора Каддафи.
До сих пор наличие химического оружия было скорее сдерживающим фактором для начала военной операции. Кроме того, Пентагон подсчитал, что для обеспечения безопасности складов с оружием и производственных помещений потребуется до 75 тыс. военнослужащих. "Мировому сообществу остается лишь прекратить поставки вооружений, а также обучить повстанцев обеспечению безопасности хранения боевых веществ", - пишет в заключение комментатор.
Режим готов уничтожить Дамаск ради собственного спасения, утверждает в интервью Le Monde сирийский оппозиционер в изгнании, бывший член партии "Баас" Айман Абдель Нур.
"Даже если режим падет, Россия может помочь ему отступить в береговую часть страны, в район Тартуса и Латакии, где проживают алавиты и где Асад может создать мини-государство", - говорит Абдель Нур. По его мнению, у молчаливого большинства, которое пропаганда режима окружила страхом революции, начинают открываться глаза. Люди поняли, что режим готов разрушить Дамаск ради своего спасения. Абдель Нур беседовал с некоторыми крупными зажиточными суннитскими семьями и утверждает, что они больше не хотят слышать об Асаде. "В Дамаске наблюдаются такие же изменения. Кроме сумасшедших и парализованных страхом людей, как алавиты и некоторые христиане, больше никто не поддерживает режим", - заявляет оппозиционер. Он отмечает, что устал от трусливой дипломатии, которая прячет свою беспомощность за спиной России. "Целостность Сирии находится под угрозой. И не только из-за действий Башара и его подручных. Западные державы оказывают пагубное влияние", - говорит Абдель Нур. По его мнению, западные страны должны позволить Свободной сирийской армии получить современное оружие. "Я знаю, что западные страны боятся, что это оружие попадет в плохие руки или будет использоваться для сведения счетов после падения режима. Однако они ошибаются. Вакуума власти не будет. Мы будем готовы". Абдель Нур подчеркивает, что Асад считает себя избранным Богом для управления Сирией. "Он закончит как Каддафи", - заключает оппозиционер.
The Guardian публикует репортаж корреспондента Люка Гардинга из сирийской провинции Алеппо. Сирийский конфликт вряд ли вскоре закончится, хотя повстанцы верят в победу, сообщает журналист, поясняя: "добровольцы-ополченцы вооружены автоматами Калашникова, чешскими пистолетами и охотничьими ножами", а у правительства - боевые вертолеты, российские танки и артиллерия.
И все же Гардингу кажется, что повстанцы мало-помалу берут верх: "Возможно, режиму удалось на данный момент подавить восстание в Дамаске, но практически вся страна охвачена народной революцией".
Утверждения ССА, что она контролирует 80% страны, Гардинг считает преувеличением. Но он полагает: силы безопасности Дамаска деморализованы и не могут поспеть повсюду. Повстанцы удерживают многие сельские районы, а также северо-восточные области у турецкой границы.
ССА делает успехи в тактике, но слухи, что повстанцы получают тяжелые вооружения из-за границы, мало чем подтверждаются, считает Гардинг. "Почти все оружие мы покупаем в Сирии, остальное захватываем - отбираем у армии", - заявил корреспонденту один из повстанцев. Версия, что Катар и Саудовская Аравия щедро вооружают сирийскую оппозицию, вызвала у него смех.
Журналист побеседовал с бежавшим из Дамаска после начавшихся там боев инженером Абдуллой. Революция - "огромный снежный ком, который может раздавить все. Я расстался со своей работой, со своим домом, с привычной жизнью", сказал сириец. По его словам, большинство граждан настроено против режима, а те, кто его поддерживает, делают это из страха. Будущее страшит Абдуллу: "Мы проваливаемся в черную дыру. Революция все крепнет и крепнет. Но есть ли среди революционеров единство?"
Из Дамаска бегут не только рядовые граждане. На прошлой неделе стали появляться слухи, что чета Асадов сбежала в Латакию или в Москву, пишет издание Paris Match. Если Башар Асад появился в прошлый четверг на государственном ТВ, то Асмы с тех пор никто не видел. Это дает почву для предположений, согласно которым она находится в России, отмечается в статье.
Представители российского МИДа назвали разговоры о вероятном бегстве Асмы в Россию "очень недобросовестной информационной ловушкой". Однако аналитики полагают, что план эвакуации для членов семьи Асада давно подготовлен. Американское издание Daily Beast отмечает, что сообщения о таких побегах обычно отрицаются в первое время. Приводятся в пример случаи сына Слободана Милошевича, который бежал в Россию с женой и ребенком, Аслана Абашидзе, бывшего главы Аджарской республики в Грузии, или бывшего президента Киргизии Аскара Акаева.
По еще одной версии, супруга сирийского президента укрылась в районе Латакии, прибрежного города, где проживает много алавитов. У семьи Асадов там есть дворец, куда они часто приезжали летом, говорится в статье.