Террорист из Анбаха уже попадался на правонарушениях и подлежал депортации. И тем не менее ему удалось совершить теракт - миграционная система Германии имеет много лазеек, воспользовавшись которыми можно остаться в стране, пишет Die Welt.
В Вюрцбурге неделю назад вооруженный топором несовершеннолетний беженец нанес ранения нескольким пассажирам поезда, напоминают корреспонденты Мануэль Бевардер и Марсель Лёйбехер. В Ансбахе в воскресенье вечером ожидающий решения по получению статуса беженца сириец подорвался на бомбе, ранив 15 человек. В обоих случаях преступления совершены на исламистской почве.
Нельзя не упомянуть в этой связи о кровавой драме в Ройтлингене: сириец убил мачете женщину - в этом случае, однако, речь, по всей видимости, идет о преступлении на бытовой почве. "Но у этих трех преступлений есть общее: совершены они теми, кому Германия предоставила защиту", - констатируют авторы статьи.
Die Welt пытается разобраться, почему депортации совершивших правонарушения беженцев зачастую не происходит и какие риски связаны с волной миграции последних лет.
После массовых нападений сексуального характера в новогоднюю ночь в Кельне федеральное правительство приняло решение ужесточить меры наказания для совершающих правонарушения мигрантов, претендующих на статус беженцев. Соответствующий закон вступил в силу в марте этого года, сообщает издание.
Закон предусматривает депортацию иностранных преступников, если они в результате судебного процесса были приговорены к лишению свободы. Однако это ужесточение касается лишь нескольких преступлений: убийства или изнасилования. Под этот закон подпадает и кража - если при этом применялась сила или аналогичное преступление совершено повторно.
На практике, замечают авторы, большинство подлежащих депортации мигрантов остается в Германии. К 31 марта этого года депортации подлежали почти 220 тыс. человек. Законодательством предусмотрены возможности для получения права на временное пребывание тем, кому отказано в статусе беженца. Однако и те, кто безоговорочно должен быть выслан, находят возможности остаться в стране - как в случае с сирийским исламистом из Ансбаха. Зачастую им на руку играет то, что страны, откуда они прибыли, отказываются принимать их обратно, говорится в статье.
Кроме того, сообщают авторы, существуют и правовые препоны: например, если тому, кто подлежит депортации, на родине грозят пытки или смертная казнь. В Грецию также практически не высылают - из-за неудовлетворительных условий пребывания. За первые пять месяцев текущего года было осуществлено менее 11,3 тыс. депортаций.
По данным министерства внутренних дел, исламист из Ансбаха был признан нуждающимся в защите уже в Болгарии. Затем он отправился дальше, был зарегистрирован в Австрии и в июле 2014 году приехал в Ансбах. В Германии он подал прошение на получение статуса беженца, которое было отклонено в декабре того же года. Он подлежал высылке в Болгарию. Однако он предъявил справку, подтверждающую неустойчивость его психического состояния, и его депортация была отменена. Затем власти снова приняли решение об отправке его в Болгарию. Неясно, почему это решение не было исполнено, пишут журналисты.
По мнению представителей правоохранительных органов, миграционная волна последних лет увеличила угрозу роста преступности. Преступники могут въезжать в страну не идентифицированными - у правоохранителей нет возможности тщательно проверять биографии всех мигрантов. Так, исламист из Вюрцбурга более года жил в Германии и не подвергался серьезно процедуре идентификации и проверки по линии спецслужб - хотя и то и другое законом предусматривается, говорится в статье.
Проверки - настоящий вызов для властей. Около 70-80% всех мигрантов не имеют при себе документов. В ходе рассмотрения запроса о получении статуса беженца происходит опрос, а также сверяются отпечатки пальцев. Официальные инстанции исходят из того, что многие выдают себя не за тех, кем являются на самом деле. Так, мигрантам из Сирии легче всего получить убежище в Европе.
Глава немецкого профсоюза полицейских Райне Вендт требует от Федерального ведомства по делам беженцев и мигрантов более тщательных проверок в связи с неудовлетворительной ситуацией с безопасностью. При этом он признает, что отдельным преступникам даже в случае усиления контроля наверняка удастся проникнуть в Европу.
Самое серьезное беспокойство правоохранительных органов связано с ростом исламистской угрозы на фоне волны миграции. Тем не менее, федеральное правительство считает неправильным подозревать всех претендентов на получение убежища в терроризме. По словам официального представителя кабмина Германии Ульрике Деммер, "большинство террористов, совершивших в последние месяцы теракты в Европе, беженцами не были", передает издание.