Чемпионат мира превзошел все ожидания. В первую очередь, он принес успех телеканалам. Продавцы спортивных товаров ожидают в ближайшие дни резкого увеличения спроса.
Телеканалы ARD и ZDF не ожидали такого успеха немецкой команды: игры с участием немецкой сборной стали в этом году одними из самых рейтинговых телевизионных передач, далеко обогнав Олимпийские игры и такую сверхпопулярную программу RTL, как "Кто станет миллионером?" "На такое мы и не рассчитывали", - радуются в рекламном отделе ZDF. Там прогнозировали гораздо меньшее число телезрителей. "Клиенты, наверняка, разместили бы у нас еще больше рекламы, если бы они могли предвидеть результаты ЧМ", - уверяют в ZDF.
Так, ни на одном из обоих телеканалов не было полностью выбрано рекламное время в телетрансляциях матчей, в которых не принимала участие немецкая команда, хотя ZDF уже в апреле предоставлял своим клиентам 40-процентную скидку на рекламу в матчах без участия немцев. А из-за неожиданно большого количества игр германской сборной в кассы телеканалов, напротив, поступили рекордные суммы. ARD просило до 144 000 евро за полуминутную рекламу.
Счастье для телеканалов, что футболисты продержались до финала: "ЧМ без Германии потерял бы для рекламного рынка половину своего значения, - сказал директор немецкого медиа-агентства Mediacom Europe Юрген Бломенкамп. Собственно, посредник между рекламодателями и телеканалами не в восторге от ЧМ. - Зимние Олимпийские игры при прочих равных маркетинговых условиях имели явное преимущество, так как передачи шли вечером в прайм-тайм". Если бы разница во времени не была бы столь велика, то средства массовой информации в Германии извлекли бы из чемпионата гораздо больше: "При прямых вечерних трансляциях расходы на рекламу возросли бы втрое", - уверяет Бломенкамп.
Пользу из успеха команды Руди Феллера извлекают не только телевизионные компании. Победа немцев на чемпионате могла бы сослужить добрую службу и немецкой экономике. Завоевание титула может стать толчком к улучшению настроения населения и, как следствие, росту потребительского спроса. Экономисты крупного голландского банка ABN Amro тоже видят преимущества от возможного завоевания немцами чемпионского титула. Банкиры делают этот вывод, исходя не из спортивных предпосылок, а опираясь на экономические взаимосвязи. Победа на чемпионате стимулировала бы немецких потребителей и одновременно оживила бы торговлю немецкими товарами. "Если немцы завоюют титул в разумной и спокойной игре, то иностранный интерес к немецким товарам, возможно, возрастет", - разъясняют аналитики.
Победа с разницей в несколько мячей вовсе не требуется. "Победа с преимуществом в один гол уже хороша для немецких экспортеров", - полагают банкиры. Тем самым было бы подтверждено то, что иностранные потребители и так знают о товарах с надписью "Made in Germany": "Пусть они не всегда экстравагантны и элегантны, но они хороши, долговечны и удобны".
В любом случае чемпионат принес удачу производителям спортивных товаров. Adidas-Salomon извлекает выгоду, прежде всего, из огромного спроса на немецкий трикотаж, а также мячи чемпионата ? "Fevernova". "Мячи были распроданы еще до начала ЧМ", - подчеркивает Хартмут Фрелих, председатель торговой сети спортивных товаров Intersport. Фрелих надеется, что выход немецкой команды в финал подстегнет спрос на все, что связано с футболом.
Великолепно идут дела у производителя спортивных товаров Puma: фирме пришлось организовать дополнительные смены, чтобы вовремя завезти из Камеруна в немецкие магазины более 10 000 трикотажных изделий, изготовленных мастерами из Африки. Камерунская продукция пользуется большим спросом, хотя команда этой страны уже давно выбыла из соревнований.