Добиваться мира путем войны - большое лицемерие.
В Пентагоне разрабатывают новую стратегию затяжной и превентивной войны: боевые подразделения будут действовать автономно, они будут обеспечены всем необходимым и смогут вступать в боевые действия в любой части мира в кратчайшие сроки: в течение 5 дней - бригада, 7 дней - дивизия и 11 дней - армейский корпус. Изучался также вопрос о том, можно ли значительно снизить вес автосредств и некоторых видов вооружения для того, чтобы можно было передвигаться с большей скоростью.
Но остается маленькое неудобство: когда территория противника (почему противника?) уже оккупирована, непонятно, что с ней делать и как ее удерживать.
На Ближнем Востоке были применены два варианта оккупации: с масштабным присутствием и малым присутствием. Плохо зарекомендовали себя оба. Первый был применен в Ираке, где в настоящее время находится 150 тысяч военнослужащих и куда непрерывно поступают подкрепления. Второй вариант применяется в Афганистане: 5 тысяч военнослужащих, но, как говорит генерал Вайнс, "до безопасности еще далеко, и добиться ее будет непросто".
В Ираке, как отмечает эксперт ООН Джандоменико Пикко, "численность оккупационных сил и исламских повстанцев несопоставимы, но последние способны создать большие неприятности". Справедливость его слов подтверждается сообщениями о ежедневных нападениях на американских солдат: в эти послевоенные дни их погибло больше, чем в ходе оккупации. В Афганистане иностранные силы сконцентрированы в Кабуле, но это не помешало талибам-смертникам совершить теракт, в результате которого погибло 4 и было ранено 24 немецких солдата.
Отсутствие безопасности, нарастание напряженности в отношениях с населением, постоянно тлеющий, выматывающий конфликт - очевидный провал в достижении свободы и демократии, во имя которых и начиналась война.
Первый американский губернатор Ирака, генерал, близкий к Пентагону, был заменен человеком Буша, Бреннером, который расчистил пространство от того, что осталось от иракской администрации: прочь вооруженные силы, полицию, руководителей железных дорог, нефтяных месторождений, школ, иными словами, всех структур, на которых должны были бы развиваться демократия и свобода.
Почему иностранные силы не чувствуют уверенности, а поддержка оккупантов со стороны населения минимальна? По причинам, которые имперское высокомерие не захотело брать в расчет. Обе страны занимают большую территорию. Военное преимущество работало, когда наступление осуществлялось по большим дорогам, а бомбардировки противника велись с воздуха. Но теперь контроля на дорогах и воздушного патрулирования недостаточно: к сегодняшнему дню возникли зоны, где повстанцы могут вести подготовку к боевым действиям. Нечто подобное происходило во времена Второй мировой войны в Югославии, и не случайно движение сопротивления, возглавляемое Тито, было самым сильным и агрессивным. Чуда не произошло: нет поддержки со стороны иракского населения, которое, в свою очередь, не восприняло ценности и модель государственного устройства оккупантов.
Разоблачена великая ложь: нельзя добиться мира путем войны. Мы явно лукавим, называя войну миром. Генерал Джорджио Баттисти, возглавляющий бригаду альпийских стрелков "Тауринезе", говорит об "актах устрашения" со стороны афганских повстанцев. Он туманно рассуждает о "мерах по защите, направленных на предотвращение возможного контакта враждебных элементов с итальянскими военными, когда мы принимаем участие в "зачистках" (таких, как, например, последняя операция "Гнев дракона"), которые являются частью войны против терроризма. И после этого мы еще хотим, не имея необходимых сил и средств, вмешаться в запутанный конфликт между Израилем и палестинцами.