Новый лидер чеченских повстанцев Доку Умаров объявил о своем намерении "значительно расширить" зону действий сепаратистских партизан путем проведения операций против "военно-полицейских" объектов не только на Кавказе, но и во "многих регионах России". Текст заявления был обнародован в пятницу 23 июня сайтами, близкими к повстанцам (daymokh.org, chechenpress.org).
Боевик со стажем, Доку Умаров возглавил сепаратистское движение после смерти своего предшественника Абдул-Халима Сайдулаева, убитого неделю назад пророссийскими чеченскими подразделениями и ФСБ. В своем трехстраничном заявлении Умаров возвещает о создании специального подразделения по "ликвидации наиболее одиозных национал-предателей" (судя по всему, речь идет о пророссийских чеченских милиционерах премьер-министра Рамзана Кадырова, которые терроризируют население).
Имея под началом 5 тысяч милиционеров и пользуясь полной поддержкой Москвы, Рамзан Кадыров недавно предложил расширить сферу деятельности "кадыровцев" на весь Кавказ. Речь идет прежде всего об этнически близкой Чечне соседней Ингушетии, где уже запущен маховик "кровной мести". 31 мая милиционеры устроили карательную экспедицию в ингушской станице Нестеровская, где публично расстреляли 18-летнего юношу Ризвана Хайхароева. Его единственное преступление состояло в том, что он был сыном бывшего повстанца Руслана Хайхароева, убитого в 1999 году.
Детей убили на глазах у матери. Через девять дней после этого командир ингушского ОМОНа (спецподразделений МВД по "борьбе с терроризмом") Муса Нальгиев попал в засаду, когда вез своих четверых детей в детский сад. Вооруженные люди начали стрельбу по командиру, после чего, открыв заднюю дверцу автомобиля, в упор расстреляли трех детей (в возрасте от 2 до 6 лет) на глазах матери и старшего сына.
Через несколько минут неподалеку от места ее работы группа вооруженных людей расстреляла заместителя главы администрации Сунженского района (Ингушетия) Галину Губину. Губина курировала вопросы репатриации сотен русских семей, покинувших республику в 1990-е годы, в момент обострения отношений между ингушами и осетинами.
По мнению Александра Черкасова, члена Совета российского общества "Мемориал", эти убийства - не случайность. Они доказывают, что "продолжающийся вооруженный конфликт на Северном Кавказе приобретает иной оборот в Ингушетии. Борьба ведется уже не против сил правопорядка, а против других лиц. Пресса писала о нападении на заместителя главы ингушского МВД Джабраила Костоева, но о произошедших в последние месяцы нападениях на русские семьи в Ингушетии в печать не просочилось ничего".
Через пять дней в ответ на убийства 9 июня подразделения МВД Ингушетии, ФСБ и армии предприняли операции в окрестностях сел Али-Юрт и Сурхахи. Вертолеты нанесли воздушные удары по лесистой зоне, где, по словам ингушского министра внутренних дел Беслана Хамхоева, находился лагерь боевиков.
Агентство ИТАР-ТАСС отмечает, что атакованную группу повстанцев возглавлял "эмир" Али Тазиев, он же Магас. Названный русскими одним из главарей банды террористов, с 1 по 3 сентября удерживавшей в заложниках школьников города Беслана (Осетия) и их родителей (в результате погибло 344 человека), этот человек официально был объявлен убитым во время штурма вместе с другими террористами. Несколько дней назад тот же Магас на сайте kavkazcenter.com призывал к нападениям на русских, живущих в Ингушетии и других регионах Кавказа.