Генерал Фабио Мини, командовавший миссией в Косово, вначале положительно оценивал перспективы миссии UNIFIL в Ливане, но со временем стал ощущать беспокойство. "Потому что мне кажется очевидным, что мы вернулись к тому, что было раньше. Голубые каски выполняют функцию наблюдателей - и все. Нас вновь начинают поколачивать"
- Генерал, в каком смысле мы вернулись назад?
- Вы помните, на каком подъеме началась эта миссия? Не случайно ее назвали UNIFIL-2, потому что ООН находится в этой стране уже 30 лет и имеет опыт UNIFIL-1. Провальный опыт. Солдаты из различных международных контингентов находились здесь с выкрашенной в белый цвет техникой и получали удары, не имея возможности на них ответить. Потом появились миссия UNIFIL-2 и резолюция 1701. Результат: 12 месяцев все шло хорошо, но что-то стало меняться.
- Что стало происходить?
- "Хизбалла" в одностороннем порядке ушла с поля боя. Политическое решение о невмешательстве в действия ООН пока воспринимается положительно. Но они совершили ошибку на перспективу: они увидели, что в регионе размещается большое количество военнослужащих, и подумали, что эти солдаты оккупируют территорию. Ошибка. Контингент ООН - полный обман, почти пустота. Он зависит от правил применения контингента, разработанных в Нью-Йорке. Голубые каски ничего не могут предпринимать, разве что защищаться в случае нападения. Они не могут выйти за пределы оговоренной территории. Они не могут использовать силовые методы. Они не могут заключать "грязные" договоры. Они должны лишь демонстрировать флаг ООН, надеяться на добрые намерения противников и доверяться регулярной ливанской армии, которая в действительности ничего не контролирует. И наступило горькое пробуждение: есть кто-то, не знаю кто, назовем его третьим неудобным лицом, которое имеет что-то против "Хизбаллы", покушается на роль этой партии и хочет заполнить образовавшуюся пустоту. На ливанский манер, т.е. при помощи взрывов.
- И что же теперь, генерал Мини?
- Эта миссия крайне уязвима. Нам лишь остается надеяться, что теракт, в результате которого погибли испанские военнослужащие, не был направлен против UNIFIL, а был террористической акцией в общем смысле. Потому что, если объектом все же была UNIFIL, то нам следует беспокоиться. Все контингенты, принимающие участие в миссии, включая итальянцев, в опасности.
- Какова финальная цель этих терактов?
- Прежде всего, развенчать миф о "Хизбалле". Доказать, что она не контролирует юг Ливана. В более общем плане, эта партия является экстремистской силой, но и партией, занимающейся политикой и представленной в правительстве, и появились некие силы, которые хотят представить себя еще большими экстремистами.
- Тревожный сценарий, вы не находите?
- Послушайте, то, что в определенный момент миссия голубых касок может оказаться меж двух огней, было понятно с самого начала. Беда в том, что миссия оказывается меж 3 или 4 огней. Я надеялся, что UNIFIL-2 положит начало более активным действиям международного сообщества и европейских стран. Но этого не произошло. Ситуация достаточно деликатная. Миссия рискует завершиться провалом.