Два сообщения от заложников с интервалом менее 12 часов поступили вчера из военных застенков Газы: первое - от британского журналиста Алана Джонстона, одетого в пояс со взрывчаткой, второе - от израильского солдата Гилада Шалита, запертого в подземной клетке.
Помимо ужасающего положения обоих, есть нить, связывающая двух мужчин, отправившихся в Газу с совершенно разными целями, - загадочная "Армия Ислама".
Одна из ветвей непокорного клана Дугмуш, совершающего вылазки из своего укрепленного гетто в Газе, похитила Джонстона больше трех месяцев назад. Члены клана также входили в вооруженные формирования, год назад прорывшие тоннель под заграждением вокруг сектора Газа и из засады напавшие на подразделение капрала Шалита, убив двух его товарищей и похитив 19-летнего новобранца, в настоящий момент удерживаемого "Хамасом".
45-летний Джонстон выглядел довольно спокойно для человека, на которого поверх рубашки надели нечто, что выдавалось за пояс смертника.
Напротив, в голосе капрала Шалита слышалось отчаяние. "Я провел в тюрьме целый год, мое здоровье ухудшается, мне необходима госпитализация, - сказал он. - Мне жаль, что израильское правительство больше не проявляет ко мне интереса. Оно должно выполнить требования моих похитителей, чтобы освободить меня".
Обе группировки требуют отпустить заключенных - для освобождения корреспондента ВВС в Газе "Армия Ислама" требует, чтобы Абу Катада, радикальный исламист, арестованный Британией, был отпущен на свободу. "Хамас" хочет, чтобы из израильских тюрем были выпущены более 1000 палестинцев, - Израиль отвечает отказом.
Отношение "Хамаса" к двум заключенным разительно отличается. "Хамас" потребовал, чтобы его бывший товарищ по оружию - "Армия Ислама" немедленно отпустила Джонстона, и пригрозил силой освободить его. В ответ на эти угрозы боевики подняли ставку, обвешав журналиста взрывчаткой.
С капралом Шалитом "Хамас" прибегает к иной тактике, используя его в качестве разменной монеты на переговорах с Израилем. (Израильская) правозащитная организация B'Tselem вчера охарактеризовала такие действия как военное преступление. "Хамас", десять дней назад в результате ожесточенных боев со своим светским соперником "Фатхом" захвативший власть в Газе, пытается использовать все доступные средства, в то время как Израиль и возглавляемое "Фатхом" правительство на Западном берегу Иордана пытаются изолировать "Хамас" на узкой прибрежной полоске суши.
Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, вчера в Египте встречавшийся с палестинским президентом Махмудом Аббасом, отказался от любых сделок с "Хамасом", касающихся солдата. Пресс-секретарь Ольмерта Мири Эйсин сказала: "Не может быть и речи о компромиссе с "Хамасом".
Израиль и "Хамас" сталкиваются со схожими дилеммами. Любая попытка силой освободить заложников может закончиться трагедией в Газе. "Армия Ислама" помыкает "Хамасом", желающим закрепить вновь обретенную власть в Газе. "Хамас", тем временем, ведет себя совершенно аналогично по отношению к Израилю, убежденному, что капрала Шалита держат в подвале дома на юге сектора Газа.
"Это очень деликатный вопрос, - сказала Эйсин, когда Ольмерт обсуждал, как отрезать "Хамас" от внешнего мира и не дать умереть 1,4 млн палестинцев в Газе. - Мы не обсуждаем детали, но мы, конечно, пытаемся предпринимать шаги, чтобы обеспечить его скорейшее освобождение".
Израильский эксперт по взрывчатым веществам, просмотревший видеозапись Джонстона, призывающего "Хамас" не нападать на позиции "Армии Ислама" в южной части Газы, сказал, что есть только один способ определить, пояс с настоящей взрывчаткой или нет. По его словам, хотя на записи не видно спускового устройства, пояс может приводиться в действие дистанционно или с помощью спрятанных проводов.
Ноам Шалит, отец похищенного солдата, сказал, что аудиопослание его сына вызвало облегчение и боль. "С одной стороны, у него плохо со здоровьем, поэтому мы обеспокоены. Но речь не об этом - мы ждем его освобождения", - поделился он в интервью The Times.
На саммите в Египте, организованном с целью найти способы поддержать Аббаса после захвата сектора Газа "Хамасом", Ольмерт заявил, что планирует освободить 250 заключенных из "Фатха". Израильский премьер-министр заявил, что члены "Фатха", "руки которых не запачканы кровью", будут отпущены на свободу в качестве жеста доброй воли в сторону Аббаса. Он также подчеркнул, что эти заключенные должны пообещать отказаться от "терроризма".
Слова заложников
Алан Джонстон
"Мои похитители сказали мне, что многообещающие переговоры о моем освобождении были прерваны из-за намерения группировки "Хамас" и британского правительства решить вопрос силой. И теперь ситуация очень серьезная".
"Как вы можете видеть, на мне пояс со взрывчаткой. Похитители обещают взорвать его в случае любой попытки штурма места, где меня содержат... Они сказали, что готовы превратить это убежище в мертвую зону, если будет предпринята попытка освободить меня с применением силы".
"Я призываю движение "Хамас" и британское правительство не прибегать к силе. Я бы просил ВВС и всех британцев, желающих мне добра, поддержать мой призыв. Следует вернуться к переговорам, которые, как мне говорили, были близки к завершению".
Гилад Шалит
"Мать, отец, сестры, братья и мои друзья из израильской армии, посылаю вам из заключения привет, мне не хватает вас".
"Я провел в тюрьме целый год, мое здоровье ухудшается, мне необходима госпитализация. Мне жаль, что израильское правительство и ЦАХАЛ проявляют недостаточный интерес к моему делу и отказывается выполнить требования бригад "Кассам" (военизированного крыла "Хамаса").
"У палестинских заключенных, так же, как и у меня, есть матери и отцы, и они хотят видеть своих детей на свободе... Очень надеюсь, что правительство будет больше интересоваться моей судьбой и выполнит эти требования моджахедов".