3 июля 2004 года Валерий Богомолов, тогдашний генеральный секретарь "Единой России" и доверенное лицо Путина, на закрытой встрече с менеджерами германской атомной индустрии в берлинском офисе концерна EnBW заявил о том, что в России имеется более 200 ядерных реакторов, 2000 хранилищ для радиоактивных отходов и материалов, а также 5200 крупных источников радиации, и страна уже практически не может обеспечивать их защиту. Об этом сообщает Süddeutsche Zeitung. Согласно протоколу, находящемуся в распоряжении газеты, Богомолов также сообщил о том, что количество неполадок в российской атомной промышленности выросло на 47%, а число сбоев в работе АЭС и заводах по изготовлению топливных элементов - на 84%.
В статье говорится, что документ, содержащий краткое изложение обсуждения, стал достоянием общественности благодаря расследованию аферы о миллионных выплатах сомнительного свойства и странных российских связях энергетического гиганта EnBW. Согласно инсайдерской информации, с российским лоббистом Андреем Быковым, участвовавшим в конфиденциальной встрече наравне с ведущими менеджерами германской атомной индустрии, сотрудничал не только EnBW: его постоянно привлекали в тех случаях, когда нужны были связи с Россией, пишет издание.
"Все четыре крупных германских энергоконцерна, получившие доклад о катастрофическом состоянии российской атомной индустрии, не позволили информации просочиться наружу. RWE и EnBW участвовали в берлинской встрече, Eon и Vattenfall, по-видимому, получили соответствующие протоколы. Однако вместо того, чтобы забить тревогу, они предпочли пометить обсуждение штампом "Совершенно секретно" и похоронить его в своих шкафах", - возмущаются авторы статьи. По их словам, представители отрасли собирались оспорить решение федерального правительства об отказе от атомной энергетики, и заголовки о недостаточной безопасности резко уменьшили бы вероятность долговременной отсрочки решения.
Согласно конфиденциальным бумагам, на которые ссылаются авторы, Быков, бывший дипломат и, возможно, агент КГБ, очень часто участвовал в крупных атомных сделках. Например, в 2001 году EnBW дала принадлежащей Быкову мини-фирме Eurepa, зарегистрированной в "налоговом рае" - швейцарском кантоне Цуг, заказ на организацию двух гигантских сделок по приобретению топливных элементов общей стоимостью 380 млн евро.
"Фирмы Быкова играли в делах EnBW гораздо более важную роль, чем было известно раньше. Даже сотрудники концерна в 2001 году удивлялись, насколько гигантские масштабы приняло сотрудничество", - пишут журналисты, объясняя, что, по данным аудиторов от 2001 года, 35% общего энергоснабжения EnBW зависит от одного-единственного поставщика топлива.
В марте 2005 года юристы, получившие заказ на экспертизу, высказывали подозрение, что выплаты Eurepa в конечном счете могли оказаться взяткой для лиц, принимающих решения в Минатоме, говорится в статье. Авторы добавляют, что EnBW отрицает любые подозрения и говорит о законности всех совершенных сделок.