Это самая большая загадка города: почему число убийств, которое, казалось, достигло самой низкой отметки, внезапно вновь начало стремительно падать?
За истекший период нынешнего года - в первые 2,5 месяца - это число снизилось на 40%: было совершено 85 убийств по сравнению со 141 в прошлом году. В Манхэттене было зарегистрировано 11 убийств, что на 60% меньше, чем в прошлом году.
Число убийств принято считать самым важным и объективным показателем уровня преступности. Но общее число серьезных преступлений в Нью-Йорке, включая ограбления и вооруженные нападения, в этом году снизилось на вполне разумную цифру - 8%.
"Происходит нечто потрясающее, - считает криминолог Эндрю Кармен из колледжа уголовного права Джон Джей. - Если бы мы только знали, чем это вызвано".
Среди экспертов нет единого мнения о том, почему снижается преступность ? казалось бы, наоборот, есть ряд весомых причин для ее роста:
- слабая экономика. Город потерял тысячи рабочих мест после терактов 11 сентября, и, как ожидается, их восстановление будет медленным;
- уменьшение числа полицейских патрулей. Сотни офицеров до сих пор заняты борьбой с терроризмом, и ежедневная оплата труда полицейских, выполняющих другие задачи, после 11 сентября была урезана из-за бюджетных ограничений. В результате, по данным на 17 марта, число арестов сократилось на 22%;
- теплая погода. Прекрасная погода обычно сопровождается ростом числа преступлений, поскольку на улицах становится больше людей. Нынешняя зима оказалась рекордно теплой;
- тенденции общенациональной преступности. В большинстве крупных городов преступность находится на одном и том же уровне, либо растет. К примеру, в Лос-Анжелесе число убийств в этом году выросло на 22%;
- тенденции местной преступности. Хотя в 2001 году уровень преступности в целом в Нью-Йорке уменьшился, за второе полугодие прошлого года он вырос. Этот факт, а также легендарный уход известного борца с преступностью Руди Джулиани с поста мэра города заставили многих прогнозировать рост преступности.
В этих условиях падение преступности выглядит "почти чудом", - считает Кармен. ? Как будто все решили покончить с прошлым по завершении календарного года [непонятно, почему не принимаются в рассмотрение более естественные причины: жизнь преступников должна была сильно усложниться из-за комплекса мер по выявлению готовящихся террористических актов. В силу обычных бюрократических реалий новый, более подготовленный и осмысленный комплекс таких мер вполне мог стартовать как раз с началом календарного года ? примечание InoPressa].
Но он и многие другие предупреждают, что праздновать победу слишком рано.
"С выводами следует подождать до лета", - считает криминолог и эксперт по истории убийств Эрик Монкконен. Поскольку сейчас в Нью-Йорке совершается меньше трети убийств, по сравнению с тем, что было 10 лет назад, несколько серьезных перестрелок могут обрушить эту статистику.
"Но что хорошо, то хорошо, - говорит Монкконен. - Эти цифры нас радуют".
Статистика преступности за 2001 год не включает почти 3000 человек, погибших во время нападения на Всемирный торговый центр, которое город рассматривает как акт войны.
Между тем высказываются различные теории, призванные объяснить падение уровня преступности. Некоторые указывают на эффект 11 сентября.
"Я знаю много причин, которые могли бы вызвать рост преступности в Нью-Йорке, - отмечает Альфред Блюмштейн из питтсбургского Carnegie Mellon University, - но есть только одна причина, по которой преступность могла бы уменьшиться: 11 сентября".
Председатель комиссии по вопросам преступности Томас Реппетто подчеркнул, что ранее он отвергал подобную точку зрения, отчасти из-за того, что после кратковременного снижения - непосредственно после 11 сентября - к концу 2001 года уровень преступности снова вырос. "Но теперь я начинаю думать, что в этом что-то есть".
Блюмштейн высказывает предположение, что теракты, возможно, побудили людей лучше соблюдать закон и теснее взаимодействовать с полицией. Монкконен задается вопросом, не заставили ли события 11 сентября полицейских более тщательно выполнять свои обязанности по патрулированию города.
Полиция объясняет снижение преступности более энергичным выполнением ее сотрудниками своих обязанностей, начиная от борьбы с преступлениями против "качества жизни", такими как распитие спиртных напитков в общественных местах, до борьбы с закоренелыми преступниками. Кроме того, по их словам, система компьютерного анализа преступности под названием Compstat позволяет им выявлять места, где наблюдается рост преступности, и быстро принимать адекватные меры.
Однако все это не ново, и большая часть этих мер была принята полицией на вооружение с приходом Джулиани на пост мэра еще в 1993 году.
Однако эксперт колледжа Джон Джей по вопросам деятельности полиции Эли Силверман считает, что полиция Нью-Йорка успешно используют свою самую совершенную тактику.
К примеру, высшее руководство может воспользоваться видеозаписями, чтобы проверить, должным ли образом начальники полицейских участков патрулируют районы, которые числятся криминогенными.
Некоторые специалисты, в том числе Кармен, полагают, что снижение преступности лишь отчасти объясняется действиями полиции. По их мнению, речь идет о комплексе причин, связанных с демографией, экономикой и усилением борьбы с наркоторговлей.