До сих пор целенаправленная охота на иракского диктатора была безуспешна. Саддам Хусейн располагает хитроумной системой, позволяющей ему скрываться или прятаться. Однако как только его власть, строящаяся на подавлении, начнет рушиться, станет ясно, насколько лояльны по отношению к нему его помощники.
В обществе, где нет свободного доступа к информации, существуют другие системы, которые открывают перед людьми картину окружающего их мира. В Багдаде чайные и парикмахерские всегда были главными источниками информации. Там из уст в уста передают истории, которые могут оказаться слухами, но могут и содержать долю истины.
Одна из этих историй рассказывает о мусоровозах в Багдаде. В течение последних месяцев в городе неожиданно появились совершенно новые машины, которые целыми днями разъезжают по улицам, но не собирают мусор. Их бункеры девственно чисты. Никто не знает, что за этим скрывается: якобы обнаруженные США мобильные лаборатории, склады секретного оружия или, к примеру, передвижные офисы иракского руководителя?
Союзники ищут Саддама. Если удастся найти руководителя Ирака или его семью, то, как они надеются, война закончится гораздо быстрее. Поэтому самые первые бомбы предназначались высшему руководству. Они якобы достигли цели, и Саддам, будучи легко ранен, скрылся на машине скорой помощи.
Верхушку иракского режима и его центральные учреждения отыскать непросто. В Багдаде уже несколько недель назад говорилось о том, что члены семьи Саддама Хусейна ищут возможность скрыться в Ливии. Якобы, некоторые члены его семьи уже давно нашли там убежище. Кроме того, ближайшие соратники Хусейна могут прятаться в столице в широко разветвленной системе бункеров и туннелей.
Жизнь под землей
Их жизнь под землей отличается от жизни в бомбоубежищах, предназначенных для гражданского населения. В Багдаде существует около тридцати крупных бомбоубежищ для гражданских лиц, каждое из которых способно принять около 400 человек. Но многие еще не забыли, как во время войны в Персидском заливе в 1991 году в Багдаде живьем сгорело более 400 женщин и детей в результате того, что в бомбоубежище попали две бомбы.
Пути отхода Саддама защищены гораздо лучше. Они будто бы созданы по русскому и югославскому образцу, углубляясь на несколько этажей под землю, оснащенные больницами, автономными источниками подачи электроэнергии и воды. Жизнь под землей для Саддама возможна, прежде всего, в Багдаде и его родном городе Тикрит.
От страха перед терактами и тем, что его пристанище будет обнаружено шпионами, Саддам каждый раз ночует на новом месте и каждый день меняет расположение штаб-квартиры. Для этого он использует, в частности, обычные дома рядовых граждан. Журналисты в Багдаде рассказывают, что в начале девяностых годов они брали у президента интервью в частном доме в рядовом жилом районе Багдада. Также сообщалось, что во время войны в Персидском заливе в 1991 году после вывода войск из Кувейта он как-то вечером поблизости от Басры неожиданно постучался в двери одной крестьянской семьи и попросил о ночлеге.
До сих пор не удавалось, даже с использованием хитроумной техники, обнаружить сегодняшнее местопребывание Саддама. То, что американцам в первую ночь бомбежек удалось к нему приблизиться, иракцы могут объяснить только изменой в ближайшем окружении диктатора.
Помощь на родине
Саддам объявится либо в Багдаде, либо в Тикрите, городе, откуда он родом и где он может рассчитывать на серьезную поддержку среди гражданского населения. Оттуда ему остается только один путь ? в горы на севере, однако там он вряд ли может надеяться на теплый прием со стороны курдов.
Бегство Саддама за границу для любой страны, которая его примет, является большим риском. Если убежище ему будет предоставлено с ведома правительства, например, в Сирии, то эта страна должна рассчитывать на то, что именно она станет следующей целью США. Тем не менее Саддам может надеяться на симпатию и помощь среди любого арабского народа с высоким процентом людей палестинского происхождения, как, например, в Иордании. Для палестинцев Саддам герой, который напал бы на Израиль при первой возможности и который оказывает отпор самому главному покровителю Израиля, Соединенным Штатам.
У иракского диктатора все еще есть небольшая сумма, которая позволит ему жить за границей. Хотя США на прошлой неделе уже конфисковали более 1,7 млрд долларов иракских зарубежных активов якобы для того, чтобы использовать эти деньги в гуманитарных целей. Однако требованию министра финансов США Джона Сноу заморозить или наложить арест на собственность Ирака во всем мире поставлен заслон в Швейцарии. Там счета блокируются только на основании решения ООН.
Сноу требует всемирного поиска иракских "кровавых денег". Правда, швейцарский министр финансов Каспар Филлигер уже 10 марта заявил, что в Швейцарии нет никаких счетов Саддама Хусейна. Однако есть данные, свидетельствующие о наличии иракской собственности в этом альпийском государстве.
Имеет ли Саддам счета в Швейцарии?
Статистика Швейцарского национального банка базируется на данных 117 банков и на конец 2001 года свидетельствует о наличии обязательств на 314 млн евро по отношению к Ираку. Введенные после иракского вторжения в Кувейт санкции ООН от 1991 года не содержат требования о запрете на движение иракской собственности. Запрещено только переводить деньги в Ирак или использовать иракские активы в связи с неутвержденными торговыми сделками.
Слухи о том, что Саддам Хусейн спрятал в Швейцарии несколько миллионов долларов, циркулируют с момента войны в Персидском заливе 1991 года. Тогда назывались две фирмы в Женеве, включенные в список фирм и частных лиц казначейством США и попадающие под действие американских санкций. Согласно швейцарскому торговому регистру обе фирмы находятся в процессе ликвидации, сообщает газета Die Welt.
Барзан ат-Тикрити, сводный брат Саддама, имел возможность открыть банковские вклады. До 1998 года он был в Женеве послом Ирака при ООН, однако в прошлом году ему пришлось покинуть Швейцарию, поскольку ему не продлили визу. Вообще-то между братьями нет теплых отношений. Ат-Тикрити не подчинялся приказам Саддама и вопреки его воле остался в Швейцарии вместо того, чтобы вернуться в Ирак, потому что его жена была тяжело больна. Когда-то племянник Саддама, который критиковал иракский режим, был ликвидирован после того, как он вернулся из Иордании. Саддам должен считаться с тем, что даже в его семье некоторые помышляют о мести. Но только когда система власти и подавления, созданная Саддамом, начнет разваливаться, станет очевидно, насколько лояльны по отношению к нему его защитники и помощники внутри страны и заграницей.