Лондон. Война ? всегда неопределенность, но некоторые предсказания об исходе нынешнего конфликта можно делать спокойно. Когда закончатся бои, победителями в военном конфликте окажутся США и их союзники. Америка обладает военной мощью, до сих пор невиданной в мире, и большая, но устаревшая иракская военная машина не может выстоять против нее. Саддам Хусейн либо погибнет, либо бежит из страны, либо будет ждать суда за свои многочисленные преступления. Его сыновья и ближайшие советники разделят его участь. Исчезнет весь аппарат иракского правительства, равно как и высший эшелон Республиканской гвардии.
Сам Ирак, в зависимости от того, как развернутся военные действия, может быть ввергнут в хаос. В лучшем случае ? в смятение. Будет не хватать воды, продовольствия и медикаментов, возможен серьезный кризис с беженцами. Риск гражданских волнений вполне реален, если шииты и другие жертвы Саддама решат мстить последывателям режима, который годами подавлял и уничтожал их. Войска коалиции могут войти в Багдад как освободители, но ход событий может вынудить их остаться там в качестве миротворцев. Им предстоит грязная, тяжелая и, возможно, требующая огромных расходов работа.
И тем не менее все эти трудности меркнут, если задуматься о том, с чем им придется столкнуться дальше. Как управлять Ираком? Как загладить раскол, возникший в ООН, ЕС, НАТО и Трансатлантическом альянсе? И самое сложное ? как восстановить отношения с большей частью исламского мира, который с каждым днем все с большим подозрением относится к мотивам, стоящим за действиями США и Британии?
Эти подозрения, будучи неправильными и глупыми, все же сильны. Они являются гимном ненависти к США и Британии, их отголоски можно услышать на базарах во всем мусульманском мире. Общее мнение сводится к тому, что задача коалиции ? расчленить Ирак и установить контроль над его нефтью, а в нынешней войне мы имеем дело скорее с империалистической агрессией, чем освобождением и самообороной. Хотя это ерунда, страх, который невозможно победить лишь словами, остается, и поэтому в ближайшие месяцы за действиями США и Британии будут следить очень внимательно.
Как бы ни было организовано управление Ираком сразу после войны ? возможно, это будет военная администрация, ? для ООН желательно как можно более быстрое привлечение этой организации к участию в любом временном управлении. Следует также создать некий орган, выражающий мнение местных жителей, возможно, консультативный совет, представляющий интересы основных клановых групп. Будет много трудностей и враждебности, поскольку мнения суннитов, шиитов и курдов вряд ли совпадают, но попытку ? и видимую попытку ? необходимо предпринять. Также важно добиться того, чтобы арабское общество не сомневалось: нынешние границы Ирака неприкосновенны, а нефть и управление ею останутся в иракских руках.
Создание в Ираке какого-либо правительства на длительный срок чревато проблемами. Ирак по природе не является демократией. Недовольства друг другом среди суннитов, шиитов и курдов настолько сильны, что любая "великая коалиция" выглядит абсурдом. Но даже если военной администрации или управлению под эгидой ООН суждено просуществовать долго, мы должны ускорить создание законного правительства, в котором будет отражено численное превосходство шиитов, составляющих 60 процентов населения. При таком правительстве большинства шиитский Ирак окажется рядом с шиитским Ираном, что довольно неприятно. В число многих государств, с опаской глядящих в будущее, если сотрудничество между этими двумя странами станет вероятным, входит и Саудовская Аравия.
Тяжелым наследием, оставленным Саддамом, будут противоречия между партнерами по коалиции и Францией, Германией, Россией и Китаем, а также общественное мнение, господствующее в исламском мире. Чтобы успокоить страхи, породившие раскол, от политических деятелей потребуется государственное мышление и благородство духа. Но позволить им расти было бы глупостью. Необходимо предпринять шаги к примирению, иначе нам придется об этом пожалеть.
Таков набор действий, из которого мы можем выбирать. Мы должны быть великодушны по отношению к страданиям послевоенного Ирака. Мы должны проявить мудрость и прислушаться к мнению арабов, ? например, Лиге арабских государств или Совету по сотрудничеству стран Персидского залива, ? о том, как обустроить свободный и демократический Ирак. Мы должны обсуждать свои планы с ЕС, Китаем и Россией и добиваться их политической поддержки: к тому же в конце концов нам может понадобиться, чтобы они раскошелились. Поступая таким образом, мы не должны пренебрегать мнением наших союзников, важнейшими их которых являются Австралия, Испания и Япония. После победы великодушие может залечить многие раны.
Президент Джордж Буш уже заявил о своем намерении добиваться решения еще одной проблемы, которая, помимо прочих, отравляет отношения с исламским миром, ? палестинской проблемы. В основе поддержки, которую США и Британия оказывают Израилю, лежит восхищение талантливым народом, преодолевшим многие горести благодаря своему мужеству и стойкости и тем не менее до сих пор живущим во враждебном окружении. Однако эта поддержка не дает покоя многим в исламском мире, считающем ее односторонней и с тревогой смотрящем на действительно бедственное положение палестинцев.
Жизнь в Израиле после Саддама станет спокойнее, и президенту Бушу пора крепко взять за рукава Шарона и Арафата и потребовать прогресса. Урегулирование нужно обеим сторонам. Израилю нужна безопасность, а палестинцам ? будущее. Активный мирный процесс жизненно необходим, без него образуется вакуум, который охотно заполнят терроризм и насилие.
В 1991 году, после войны в Персидском заливе Мадридская конференция дала надежду на будущее. Эта надежда исчезла. Теперь необходимо нечто подобное. Предстоящая "Дорожная карта" снова дает надежду, но этот план будет реализован лишь в том случае, если он будет сопровождаться действиями, открывающими путь политического прогресса. Также необходимо будет оказать экономическую помощь находящемуся в зачаточном состоянии палестинскому государству, ведь на земле, где нет надежды, растет только возмущение. Как на Ближнем Востоке, так и за его пределами есть множество доноров, на которых можно рассчитывать.
Никто не должен ожидать, что из подозрительности родится доверие. Будет нелегко выработать компромиссы, на которые должны согласиться и Израиль и палестинцы. Цена действительно очень высока.
Свержение одиозного режима Саддама может изменить облик Ближнего Востока, но наверняка его изменит урегулирование арабо-израильского конфликта. Если такая возможность не будет принята с открытым сердцем и готовностью, это будет трагедией.