Бывший глава комиссии ООН Ханс Бликс в своей новой книге описывает действия администрации Буша периода войны в Ираке в терминах "охоты на ведьм".
В книге "Разоружение Ирака" Ханс Бликс предстает в образе погонщика слонов, пытающегося управиться с группой неуправляемых животных. Он подталкивает их палками, стараясь в то же время увернуться от их массивных лап. Проблема в том, что ему так и не удается объяснить, почему эти животные так яростно нападают друг на друга. Слоны в данном случае - это президент Буш и его администрация, и Саддам Хуссейн.
Бликс так и не дает ответа на самый сложный вопрос: что же произошло с
этим пресловутым оружием массового поражения? Существовало ли оно вообще? И почему, несмотря на возражения со стороны врагов и друзей, американцы и англичане настояли на вторжении в Ирак при отсутствии доказательств нахождения там ОМП? В лучшем случае он только дразнит читателей неясными намеками.
Если вы помните, представители США постоянно упрекали Бликса и ООН за их неспособность обнаружить следы ОМП в Ираке. Ирак, в свою очередь, поливал инспекцию ООН грязью и с негодованием относился к самому факту инспектирования.
То, как он охарактеризовал в своей книге позицию США по ОМП перед началом вторжения, проливает некоторый свет на эти прошлые события, так что их можно ретроспективно оценить. По словам Бликса, администрация Буша имела следующий взгляд на вещи: "Ведьмы существуют. Ваша обязанность - справиться с проблемой ведьм. Подвергая сомнению факт их существования, вы только создаете препятствия для охоты на ведьм".
Как сформировалась такая твердая позиция в администрации Буша? В недавно вышедшей книге бывшего министра финансов США Пола О'Нила и бывшего координатора по борьбе с терроризмом Ричарда Кларка высказывается мысль, что с самого начала своего президентского срока Буш имел твердое намерение свергнуть режим Саддама Хуссейна (хотя он и не поделился этими планами со своими избирателями во время предвыборной кампании).
Бликс рассматривает эту историю под новым углом: администрация абсолютно пренебрегала мнением союзником, ООН, и, по большому счету, ей было наплевать на правду об ОМП в Ираке. Цель для них оправдывала любые средства. Он описывает напористость представителей администрации - в особенности Кондолизы Райс и самого президента - как вполне обоснованное и профессиональное поведение.
Бликс считает, что вина за уверенность Белого дома в том, что у Ирака имеется ОМП, лежит на американских службах разведки и их ошибках, которые он называет "колоссальными". Он только слегка касается проблемы вины Дика Чейни, Дональда Рамсфелда и Дэвида Кея в том, что они игнорировали свидетельства, не соответствующие их политическим целям.
Бликс пишет, что сообщение о том, что ООН хочет начать расследование намерений Саддама раньше срока и требует от Ирака информации о нахождении оружия, появившееся в ноябре в New York Times, было ложным. Бликс высказывает предположение, что данная публикация могла быть провокацией со стороны администрации Буша, направленной на то, чтобы заставить Ирак вступить в войну.
Бликс с восхищением отзывается о Кондолизе Райс, говоря, что содержание его встреч с ней регулярно подвергалось искажению в прессе. В январе 2003 года в Washington Post сообщалось, что Райс отправилась в Нью-Йорк, чтобы "надавить" на Бликса и заставить его высказать критику в адрес Ирака в его предстоящем отчете в СБ ООН. Бликс говорит, что никакого "давления" на него не оказывалось. На основании деталей, содержащихся в статье, он заключает, что информация об их встрече просочилась из Белого дома еще до того, как Кондолиза Райс села на самолет.
В защиту администрации Буша Бликс говорит, что американцы были не единственными, кто подозревали Ирак в сокрытии оружия массового уничтожения. Он утверждает, что перед началом вторжения, по его впечатлениям, правительства Германии, Франции и большинства других стран были так же убеждены, что у Ирака есть оружие.
Бликс говорит, что и сам он "нутром чувствовал" их правоту. Однако Бликс упрекает администрацию в том, что они не рассматривали альтернативных вариантов, помимо войны и полного подчинения Ирака.
Куда же подевалось оружие Ирака? Согласно теории Бликса, большая его часть была обнаружена и уничтожена инспекторами по оружию и зятем Саддама, Хуссейном Камелем, в начале 1990-х после войны в Заливе. Соответствующих записей Ирак не производил, поэтому, вероятно, не было возможности предоставить доказательства проделанной работы.
Почему же они в таком случае возражали против проведения инспекции? Бликс предположил, что основная причина этого - гордыня Саддама и его страх проявить слабость. Возможно, это не очень убедительная теория, но она ничем не хуже любой другой.