Пускай сейчас это кажется невероятным, но через несколько лет может выйти, что Европа и весь мир будут тосковать по администрации Буша. Такое окажется возможно, если жители США в ноябре выберут президентом сенатора Джона Маккейна.
Многие годы США участвуют в делах потенциальных горячих точек в разных частях планеты. Теперь же Республиканская партия предлагает поручить эти точки самому настоящему поджигателю.
Проблема Маккейна вызвана его идеологией, его политикой и, что важнее всего, его личными особенностями. Как и его ближайшие советники, Маккейн исповедует идеологию неоконсерватизма. В прошлом он считался старомодным консервативным реалистом, однако сегодня "реалисты" в его окружении играют скорее декоративную роль.
Отчасти из-за того, что Маккейн поддерживает войну в Ираке, он все больше стал опираться на таких неоконсерваторов, как его близкий друг Уильям Кристол - редактор журнала The Weekly Standard. Главный советник Маккейна по вопросам внешней политики - Рэнди Шенманн, также ведущий неоконсерватор и основатель Комитета за освобождение Ирака. Маккейн разделяет их взгляды - идеологию, которую Кристол назвал "консерватизмом национального величия". В 1999 году Джон Маккейн заявил: "США - незаменимая страна. На протяжении истории мы доказали, что являемся силой, борющейся во имя добра... Мы твердо намерены и дальше использовать свое превосходство в мире на благо человечества".
На прошлой неделе в ходе визита в Лондон Маккейн пообещал активнее прислушиваться к европейским союзникам Америки, однако к этому обещанию следует отнестись с очень большим недоверием. В действительности нет никаких доказательств, что он будет готов изменять важные политические решения по просьбе Европы.
В поддержку программы неоконсерваторов по силовому насаждению демократии Маккейн в 2000 году заявил: "Я намерен проводить политику, которую называю "отбрасыванием государств-изгоев". Я намерен обеспечивать оружием, подготовкой и снаряжением силы, как внешние, так и внутренние, которые в конечном итоге свергнут их режимы и создадут свободные демократические правительства". Маккейн выступает за нападение на Иран, если это будет необходимо, чтобы тот не разработал ядерное оружие. В прошлом году появился ролик, где Маккейн напевает на мотив песни "Barbara Ann" группы Beach Boys: "Бомби, бомби Иран".
Маккейн еще больше, чем другие представители американского истеблишмента, не любит Россию. Он весьма симпатизирует Грузии и выступает за возвращение ей контроля над Абхазией и Южной Осетией. Сенатор ратует за исключение России из "большой восьмерки" ведущих промышленных держав и вместе с Шенманном активно поддерживает скорое принятие Грузии и Украины в НАТО. Рэнди Шенманн обвиняет госсекретаря Кондолизу Райс в "политике умиротворения" по отношению к России. Расширение НАТО показывает, что способно принести президентство Маккейна. Даже если забыть о возможности мести со стороны России, Грузия, зная, что в случае войны можно рассчитывать на поддержку США, способна поддаться искушению и развязать войну. А президентство Маккейна даст Тбилиси все основания верить в американскую поддержку.
Политика Маккейна не вызвала бы такого беспокойства, не реагируй он столь резко и поспешно на оскорбления, которые, как ему кажется, наносят ему или его стране. Даже сенатор-республиканец Тад Кочран однажды сказал: "За все время работы в Вашингтоне я не помню, чтобы у кого-то из президентов был подобный темперамент".
При всей своей воинственности президент Джордж Буш всегда умел осторожно и дипломатично вести себя с Китаем и даже с Россией. Можно ли надеяться, что к этому окажется способен и Маккейн?
Маккейн - представитель "джексоновского национализма" (по имени Эндрю Джексона, который был президентом в XIX веке и вел борьбу с индейцами) и шотландско-ирландской военной традиции. Как свидетельствуют небывалая храбрость, проявленная Маккейном в плену в Северном Вьетнаме, и его отрицательное отношение к пыткам, которые применяют американские силы безопасности, ему свойственны добродетели этой традиции. Тем не менее, некоторые из величайших катастроф XX века произошли именно по вине храбрых, честных людей, твердо веривших в особую миссию своего народа.
Не только американские избиратели, но и европейские правительства должны в оставшиеся до выборов девять месяцев взвесить последствия избрания Маккейна. Кроме того, им следует понять, как не дать администрации Маккейна проводить "огнеопасную" политику и как в случае необходимости защитить Европу от пожара.
Анатоль Ливен - профессор Королевского колледжа Кембриджского университета, старший научный сотрудник фонда "Новая Америка". В своей книге "America Right or Wrong" он анализирует проблему национализма в США
Также по теме:
Америка должна подавать хороший пример для подражания (The Financial Times, Джон Маккейн)
Найдет ли воинственная позиция Маккейна поддержку на общенациональной арене? (The Wall Street Journal)