Российские фирмы ищут альтернативы листингу в Лондоне
До сих пор казалось очевидным: если российский концерн намечает выход на биржу, то, главным образом, имеется в виду Лондонская. Только в первом полугодии 2007 года на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange - LSE) российские IPO составили примерно треть от общего их числа, а оборот по российским акциям в целом составил в прошлом году около 40 млрд долларов. Однако в будущем влечение к LSE может ослабеть: наблюдатели в Москве отмечают растущий интерес российских предприятий к другим торговым площадкам - прежде всего, в Азии и Европе. Немецкая биржа надеется заполучить в будущем больший кусок русского пирога.
Несколько недель назад российский металлургический и горнорудный концерн "Мечел" попал на первые полосы газет: его менеджмент задумался над первичным размещением акций своего горнодобывающего направления на Франкфуртской бирже или в Торонто. Речь шла примерно о 4 млрд долларов. Как сообщается, алюминиевый концерн "Русал" тоже прокладывает путь не в Лондон, как было запланировано, а в Гонконг. Правда, до сих пор эти слухи не подтвердились, однако тенденцию они подчеркивают.
Интерес к альтернативным торговым площадкам лишь частично связан с напряженными политическими отношениями между Россией и Великобританией. Споры между этими странами идут не только об отравлении в Лондоне полонием бывшего российского шпиона Александра Литвиненко. В прошлом году российские власти сорвали проведение Российского экономического форума в Лондоне, пока что, пожалуй, самого важного экономического слета, посвященного России. "Все это могло сыграть свою роль", - полагает Кристофер Уифер, главный стратег российского банка "Уралсиб". Однако основную причину возрастающей сдержанности в отношении Лондона он видит в разочаровании несколькими из последних IPO. Российские IPO часто привлекли инвесторов, которые рассчитывали на быструю прибыль и быстро расставались со своими акциями. Торговая площадка во Франкфурте, как и некоторые азиатские биржи, считается более "стабильной".
"Интерес к Франкфурту сильно вырос", - говорит Штефан Хёфер, вице-президент Немецкой биржи, ответственный за листинговую активность в России и странах бывшего Советского Союза. Он отмечает растущий оборот в торговле российскими ценными бумагами во Франкфурте - которые на открытом рынке торгуются преимущественно в форме глобальных депозитарных расписок (GDR) - и растущий интерес российских предприятий к немецкому листингу. Если пять лет назад их оборот составлял 3% оборота российских акций на Лондонской бирже, то сегодня он уже достиг 12%. Хёфер надеется, что в 2008 году ему удастся привлечь в страну из России и государств бывшего Советского Союза до семи IPO из почти 60 запланированных.
Его оптимизм базируется, прежде всего, на опыте. "Раньше многие российские фирмы знали в Европе только одну торговую площадку - Лондонскую биржу. Сегодня они гораздо более пристально смотрят на разные европейские биржи и оценивают доходность биржевого процесса". Престиж - это уже не все. Немецкая биржа привлекает более низкими тарифами и издержками, а также более быстрым процессом листинга. Все более важным фактором становится для российских предприятий как можно большее приближение к важным для них рынкам и конкурентам и соответствующее позиционирование на европейском рынке долгосрочных капиталов. Эксперт "Уралсиба" Уифер мыслит аналогично. "Германия относительно Великобритании становится для России все более важным торговым партнером", это может повысить привлекательность Франкфуртской биржи.
Все же конкуренция у Немецкой биржи сильна. "Удочку в Москве забрасывают представители азиатских торговых площадок", - рассказывает высокопоставленный менеджер из российского отделения одного крупного западного банка. Если Немецкая биржа хочет обеспечить свою долю во "второй волне" российских IPO и не отдавать ее таким конкурентам, как Сингапур, ей нужно укреплять в России свой имидж. В прошлом немцам это давалось нелегко, в частности потому, что крупные инвестиционные банки громко поддерживали близкие им торговые площадки - Лондон и Нью-Йорк.