После кражи сотен экспонатов из Эрмитажа Путин распорядился провести общенациональную инвентаризацию музеев, пишет The Los Angeles Times. "Скоро нужно будет представить результаты проверки, а чиновники стараются минимизировать масштаб выводов", - утверждает журналистка. Министерство культуры РФ уже признало, что исчезло как минимум 87 тыс. экспонатов, в том числе несколько сотен из Эрмитажа, сообщает Меган К.Стэк.
Чиновники уверяют, что среди пропаж - много малоценных вещей. "Но в России, где скептики привыкли отметать заверения властей, некоторые наблюдатели опасаются, что доклад лишь частично обнажит проблемы в музеях. Тем временем международные эксперты по вопросам искусств дивятся тому, как быстро был проведен аудит", - говорится в статье.
Много лет Эрмитаж работал на честности, и "только разоблачение Ларисы Завадской заставило музей установить полноценную сеть камер наблюдения и металлодетекторов", пишет автор. Директор музея Михаил Пиотровский недоволен этим режимом и утверждает, что истинной целью эрмитажных воров было не присвоение сравнительно малоценных экспонатов, а провоцирование скандала.
Между тем политик Юрий Болдырев, один из основателей "Яблока", в конце 1990-х был заместителем председателя Счетной палаты РФ и несколько лет проверял Эрмитаж. "В докладе, составленном Болдыревым в 2001 году, прозвучали уничтожающие разоблачения - утверждалось, что исчезло более 220 тыс. экспонатов, которые числятся в учетных книгах. Инспекторы попросили показать 50 вещей, музей смог отыскать лишь 3. Исчезли страховые полисы и сертификаты подлинности", - пишет издание. Болдырев заключил, что в управлении музеем практикуется намеренная дезорганизованность, дабы коррупция и даже хищения не оставляли следов.
"В Эрмитаже доклад вызвал негодование: признав оплошности в делопроизводстве и бухгалтерском деле, музей категорично отверг обвинения в пропажах экспонатов и коррупции. Сегодня российские власти называют доклад предвзятым", - пишет газета, отмечая, что Болдырев в 2001 году ушел с государственной службы, а в 2003 году Счетную палату подчинили президенту. "Между тем обвинения в дезорганизованности, о которой Болдырев говорил много лет назад, по-прежнему витают вокруг музеев", - заключает Стэк.