Россияне справедливо возмущены частичной конфискацией вкладов на Кипре, которую предложила Еврогруппа, отмечает в своей статье для блога Financial Times Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВЭШ (Москва). Одна из причин - беспокойство за судьбу немногочисленных легальных корреспондентских счетов, которые имели в банках Кипра российские компании - частные и государственные.
"Относительная слабость российской банковской системы и, главное, отсутствие верховенства закона толкают российские компании к проведению операций через счета в зарубежных банках. Внезапное прекращение этих операций приносит российским компаниям и их зарубежным партнерам убытки - как финансовые, так и репутационные", - говорится в статье.
Вдобавок Россия чувствует себя обманутой: она полагает, что Евросоюзу следовало проконсультироваться с Москвой о плане спасения Кипра. "Правда, со многими странами ЕС наверняка тоже не консультировались", - замечает Караганов.
Так, может быть, России следует самой помочь Кипру? Караганов отмечает, что такие идеи выдвигались, но теперь россияне осознают: ультиматум Еврогруппы фактически убил банки Кипра, и они ничего не стоят. "Никто больше никогда не станет держать на Кипре серьезные деньги", - поясняет автор. Что до нефтегазовых месторождений на шельфе Кипра, то их освоение пока невозможно по политическим и юридическим соображениям.
"Есть еще одна причина, по которой я лично советую Москве не играть в игры со спасением", - пишет Караганов. На его взгляд, ультиматум Еврогруппы подорвал доверие к банковской системе ЕС в целом, и теперь десятки миллиардов евро будут выведены в другие части света.
Почему же европейские финансисты и политики пошли на такой риск? На взгляд Караганова, то, как обошлись с Кипром, - целенаправленный сигнал для стран "Средиземноморского клуба": введите жесткие меры экономии и фактическое внешнее управление своими экономиками либо уходите из еврозоны.
Если версия Караганова подтвердится, он будет рад, что немцы и их союзники в ЕС готовы драться за реформы. Пора исправлять былые ошибки, когда в ЕС были приняты страны, не готовые к членству.
"России нужен жизнеспособный ЕС, пусть даже несколько урезанный: как партнер, возможно, даже как будущий союзник, как традиционный пример для подражания", - пишет Караганов. На его взгляд, объединение Европы впервые за тысячу с лишним лет "сделало Запад безопасным для России".