В марте небольшая группа учащихся средней школы из Японии поехала в Россию, чтобы принять участие в 8-м международном форуме "Модель Организации Объединенных Наций", проводящемся в Санкт-Петербурге (SPIMUN). Этот молодежный форум, "копирующий" конференции ООН, проводился в течение трех дней. В нем приняли участие более 700 студентов и школьников из разных стран мира. Участники форума играли роль дипломатов и обсуждали глобальные проблемы мирового сообщества.
Японские школьники вернулись с богатыми впечатлениями и воспоминаниями о самом городе. На первом плане этих воспоминаний стоят великолепные дворцы и соборы Санкт-Петербурга, построенные из "холода, золота и крови". Город был построен по приказу царя Петра Великого. Он величественно возвышается над льдами реки Невы, будто разбуженный от глубокого сказочного сна.
Форум SPIMUN прекрасно организован и его репутация вполне заслуженно растет как в Европе, так и за ее пределами. Особое удивление вызвала группа российской молодежи, продемонстрировавшая превосходное владение английским языком.
В России, так же как и в Японии, подавляющее большинство людей не говорят по-английски. Тем не менее молодые россияне активно его изучают и показывают блестящие результаты. Даже несмотря на то, что большинство школ в России находятся в плачевном состоянии, молодые учителя могут рассчитывать на зарплату, не превышающую 5 тыс. иен (42 доллара) в месяц, а поездки за рубеж остаются привилегией лишь отдельных обеспеченных людей. Кроме того, американизация в России ощущается намного меньше, чем в Японии. Да и среди преподавателей английского языка в российских школах нет таких, для кого этот язык является родным.
Так как же преподается в России английский язык? Наталья Рыжкова, заместитель директора гимназии ?157 в Санкт-Петербурге, объясняет: "Количество часов, отведенных на изучение английского языка, увеличилось с двух до трех часов в неделю в средних классах и до шести часов в неделю в старших классах".
"В нашей гимназии уроки ведутся только на английском языке, хотя в других школах учителя объясняют материал и по-русски. Но мы на уроках иностранного языка пытаемся минимально пользоваться родным языком".
Катя Антонова, ученица 10-го класса, подтверждает эти слова: "Во время занятий мы как бы "забываем" русский и говорим только по-английски".
"Важно то, что учащиеся нашей гимназии начинают изучать английский язык с раннего возраста - с 6-7 лет. Кроме того, у нас есть возможность преподавать английский язык в небольших группах, состоящих из 8-10 человек", - рассказывает Наталья Рыжкова и добавляет, что в ее школе открыты и дополнительные курсы, такие, как "Деловой английский" и "Страноведение и английская литература".
Система образования в России несколько отличается от других стран. "Средние классы" и "старшие классы" российских школ, которые иногда также назваются "гимназиями", соответствуют средним школам и школам высшей ступени в Японии. Большинство школ в России являются государственными. Частных школ пока еще очень мало.
"В частных школах, как правило, бывает немного учеников, поскольку плата за обучение там достаточно высокая, - рассказывает Игорь Персянов, преподаватель гимназии ?157. - У многих учащихся частных школ возникает целый ряд проблем, связанных с усвоением материала, с общением и даже с поведением. Поэтому большинство родителей все-таки предпочитают выбрать одну из престижных государственных школ с хорошей репутацией, где есть специализация в обучении отдельных предметов". Некоторые из таких школ называют "лицеями", используя старый дореволюционный термин.
Другой ключ к успеху - это сами преподаватели, которых Рыжкова называет "специалистами, прекрасно знающими свой предмет и работающими с энтузиазмом".
Стелла Люданик, бывшая учительница школы ?75 в Ярославле, выдвигает на первый план роль родителей: "Интерес у детей сначала стимулируют родители, которые хорошо понимают, что в настоящее время английский язык крайне необходим для дальнейшей карьеры".
Эту же мысль выразила и Рыжкова: "У большинства учеников и их родителей есть большая мотивация для изучения иностранных языков".
Ее ученица Катя добавила: "Просто многим людям знание английского языка поможет найти хорошо оплачиваемую работу".
И даже на вступительных экзаменах в университетах требуется беглость речи и ее понимание. "Вы должны уметь прочитать текст, понять прочитанное, ответить на вопросы экзаменатора и побеседовать с ним на заданную тему", - рассказывает Люданик.
Высокий уровень знания английского языка и способности к общению отличали учащихся всех российских школ, принимавших участие в форуме SPIMUN.
"Участие в нашем форуме является хорошим началом для совершенствования молодыми людьми своего знания иностранного языка и позволит им в дальнейшем принимать участие и в других международных конференциях, - говорит Катя. - Чтобы не проиграть и не оказаться на задворках жизни".