Российское министерство природных ресурсов хочет, чтобы работы на Сахалине возглавляли местные компании
В четверг российское министерство предложило отдать местным компаниям контроль над двумя крупными нефтяными проектами на Дальнем Востоке, которые возглавляют иностранцы. Это новый признак похолодания для зарубежных энергетических компаний в стране с одними из крупнейших в мире нефтяных и газовых резервов.
Выводам предшествовали принятые Кремлем в последние годы меры по усилению госконтроля над российскими полезными ископаемыми. Но западные источники в Москве отметили, что заявление, возможно, является пробным шаром или символическим жестом в ответ на давление со стороны Запада, требующего от России либерализации ее энергетического сектора. Пресс-секретари энергетических гигантов Exxon Mobil Corp. и Royal Dutch Shell PLC, ведущих два миллиардных проекта на Сахалине, отказались от комментариев.
Министерство природных ресурсов, отвечающее за выдачу разрешений и регулирование в добывающих отраслях, заявило, что, с его точки зрения, у российских компаний должны быть контрольные пакеты двух проектов. В заявлении министерство одобрило вывод, сделанный в докладе Российской академии наук, авторы которого подвергли проекты критике за то, что они недостаточно принимают во внимание российские интересы, а также за превышение смет и отставание от графика.
Пресс-секретарь министерства не стал вдаваться в подробности по поводу того, предпримет ли министерство те или иные действия для изменения структуры собственников проектов. "Мы не хотим кого-то выгонять или что-то разрушать, потому что работа иностранных компаний в этих областях нужна России", - заявил Евгений Снегирев. Но он добавил: "Мы за увеличение доли российских компаний в сахалинских проектах".
Российской государственной нефтяной компании "Роснефть" принадлежат 20% в проекте "Сахалин-1", который ведет Exxon Mobil; государственный газовый гигант "Газпром" ведет переговоры о 25% в проекте "Сахалин-2", который возглавляет Shell.
Оба проекта ведутся в рамках соглашений о разделе продукции, особых контрактов между компаниями и государством, направленных на обеспечение стабильности финансового режима и регулирования на протяжении всего проекта.
Западный источник отметил, что риторика нарастает с приближением саммита "большой восьмерки" в Петербурге, где Россия сделала энергетику главной темой. "Это рассчитанный маневр с целью вывести иностранцев из себя и извлечь максимум из положения России", - заявил источник.
Мало кто в отрасли верит, что Россия всерьез думает о пересмотре сахалинских контрактов, переговоры о которых заняли почти десятилетие. Эти контракты принесли крупнейшие иностранные инвестиции в российской истории. "Это была бы война", - заявил руководитель одной из компаний.
Но проекты, где иностранным компаниям принадлежат контрольные пакеты, явно не вписываются в нынешнюю российскую политику, которая направлена на установление контроля местных компаний над крупными энергетическими предприятиями.
Заявление министерства появилось в тот день, когда президент Владимир Путин пытался убедить европейских лидеров в надежности российских поставок на саммите в Сочи.
Европа, которая получает четверть своего газа из России и, вероятно, увеличит этот показатель в ближайшие годы, пережила шок в январе, когда Россия на короткое время прервала поставки из-за ценового конфликта с Украиной. Российский экспорт в Европу осуществляется главным образом по трубопроводам, идущим по территории Украины.
"Если наши европейские партнеры ждут, что мы запустим их в святая святых нашей экономики - в энергетику, - и запустим так, как многие бы хотели, то ждем встречных шагов для нашего развития", - заявил Путин на пресс-конференции.