Как пишет The New York Times, после подписания контракта во вторник Россия, как ожидается, впервые выйдет напрямую на рынок гражданской атомной энергетики США. Сейчас России производит порядка 40% низкообогащенного урана в мире и занимает прочные позиции на европейских и азиатских рынках.
Ранее поставки проходили только на основе межправительственного договора 1993 года о конверсии в России высокообогащенного урана, произведенного для военных нужд, и поставке его в США. Теперь двусторонние отношения в этой сфере полностью выйдут в коммерческую сферу, указывает издание, так же, как с Францией или Нидерландами.
По мнению авторов статьи, это будет означать, что Вашингтон не только признает важную роль России на мировых рынках, но и готов допустить российские компании, "Росатом" и "Техснабэкспорт", на собственный рынок.
На фоне вчерашнего ядерного испытания в КНДР издание подчеркивает алогичность такого шага с точки зрения борьбы новой администрации с нераспространением: если в рамках предыдущего договора в США поставлялся только уран, переработанный из военных материалов, то теперь объемы производства в России будут увеличиваться. Впрочем, с другой стороны, поддерживая российские предприятия по обогащению урана, Вашингтон лишает другие страны необходимости создания собственной инфраструктуры - ведь они могут покупать сырье для АЭС у России. В частности, это может касаться и Ирана, уже закупавшего 80 тонн низкообогащенного урана у Москвы для Бушерской АЭС.
После распада СССР и окончания холодной войны у России, поясняет издание, осталось значительное количество промышленных мощностей по обогащению урана - около 40% от мировых. Естественно, они могут производить куда больше, чем требуется национальной атомной энергетике. Именно поэтому в течение многих лет российские госкомпании этой отрасли безуспешно пытались пробиться на американские рынки, куда их не пускали, опасаяст демпинга.
?Мы наконец будем работать на взаимовыгодной основе", - заявил Сергей Новиков, пресс-секретарь компании "Росатом".