Российские власти форсируют реформы в армии, в результате которых будет уволено в запас более половины офицеров, поясняет корреспондент Филип П.Пэн на страницах Washington Post.
Автор описывает случай подполковника Александра Примака, который четверть века отслужил на Дальнем Востоке, при увольнении в запас в 46 лет просил квартиру в Курске, но так и застрял в Уссурийске без работы и без жилья: он стоит на очереди, но, возможно, так ничего и не получит.
Президент Медведев пытается превратить нищую, неповоротливую армию, которая комплектуется из призывников и предназначена для ведения затяжной войны в Европе, в более гибкие, боеспособные силы, при необходимости оперативно реагирующие на региональные конфликты. "Ключевой этап реформы - резкое сокращение численности офицерского состава - с 355 до 150 тысяч человек", - отмечает автор статьи. Программа натолкнулась на упорное сопротивление: некоторые представители высшего командования в знак протеста подали в отставку, другие были уволены Кремлем. Офицеры и рядовые военнослужащие кое-где проводили демонстрации против реформы.
"Главная причина жалоб - тот факт, что государство обеспечивает квартирами не всех офицеров, которые увольняются в запас после 10 лет службы и более. Эта льгота восходит к советским временам и предусмотрена российским законодательством", - пишет издание. По данным газеты, строительные проекты военных страдают от коррупции и некомпетентности, в очередях на жилье стоят сотни тысяч офицеров и тех, кто уже ушел в запас.
По закону, уходящие в отставку офицеры могут просить квартиры в любой точке России или сохранить за собой жилье, предоставленное вооруженными силами. Однако, по словам Примака и других офицеров, власти пользуются лазейками в законах: одним офицерам выдают жилищные сертификаты на сумму, недостаточную для приобретения нормального жилья, других формально оставляют в их частях на минимальном окладе. В наихудшем положении находятся офицеры из военных городков в сельской местности - дома там сильно обветшали, многие не имеют удобств. В ходе перехода на бригадную структуру эти военные городки будут ликвидированы и там не останется рабочих мест - между тем многим офицерам велено оставаться в служебном жилье именно в этих вымирающих городках.
По словам офицеров, им сложно объединиться, так как военнослужащим запрещено заниматься политической деятельностью, а местные власти эффективно сдерживают протесты. Если экономическое положение страны ухудшится, недовольство в армии еще более возрастет, прогнозируют аналитики.