Судьба нефтепровода "Самсун - Джейхан", проектируемого консорциумом турецкой Calik Enerji и итальянской Eni, всецело находится в руках России, пишет, ссылаясь на экспертов, The Financial Times.
Число нефтяных танкеров, проходящих через Босфор, с 1995 года выросло более чем вдвое, и в следующем десятилетии темпы роста останутся прежними. На сегодняшний день это наиболее загруженный пролив в мире, причем его минимальная ширина составляет всего 700 м. По этой причине Турция нацелена на организацию альтернативного экспортного маршрута.
По проекту Анкары, 550-километровый нефтепровод пропускной способностью 1,5 млн баррелей в сутки должен соединить порты Самсун и Джейхан, находящиеся, соответственно, на черноморском и средиземноморском побережьях Турции. Однако для того, чтобы он был рентабельным, потребуется продукция российских и казахских нефтедобытчиков, а итало-турецкому консорциуму пока не удается заручиться их гарантиями.
Несмотря на недавнее соглашение между Турцией, Италией и Россией, никаких "четких обязательств" стороны до сих пор не взяли. "В конечном счете, Россия контролирует поставки нефти из Каспийского бассейна в черноморский регион, и только Россия может обеспечить трубопровод нефтью в объеме, достаточном для обеспечения его рентабельности", - сказал в интервью FT аналитик агентства Platts Джон Робертс.