На сайте еженедельника Der Spiegel опубликовано интервью с бывшим министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе, где он вспоминает о событиях, связанных с объединением Германии, которые не утратили значения и сегодня, в частности в свете расширения НАТО на Восток. Тогда, в феврале 1990 года, министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер пообещал, что никакого расширения на Восток не будет, но письменных обязательств такого рода не существует. В тот момент, говорит Шеварднадзе, никто не считал, что они необходимы, ведь "у нас в голове не укладывалось, что Варшавский договор прекратит свое существование". Более того, в мае 1990 года в разговорах с американцами президент Горбачев заговаривал о возможном членстве СССР в НАТО, правда, никаких конкретных шагов в этом направлении не предпринималось.
Гораздо больше вопросов вызывали в то время условия объединения Германии, признается Шеварднадзе. Максимальная численность армии объединенной Германии была ограничена 370 тыс. человек, также была достигнута договоренность о запрете размещения на ее территории ядерного оружия. Еще в мае 1990 года Франция и Великобритания возражали против объединения Германии, поскольку "боялись возникновения в центре Европы великой державы с сильным политическим, военным и экономическим потенциалом". Лидеры этих стран поменяли свою точку зрения только после многочасовых дискуссий с Горбачевым в июне 1990 года.
Другой глобальный вопрос, затронутый в интервью с Шеварднадзе, который после распада СССР, с 1992 по 2003 год, был президентом Грузии, - это ситуация с отделением от Грузии Абхазии и Южной Осетии. Шеварднадзе полностью согласен с выводами европейской комиссии по расследованию, признавшей вину нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили в развязывании войны на Кавказе в августе прошлого года. Однако он полагает, что России тоже не удалось избежать ошибок, и главная из них - это признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем самым, говорит он, Москва создала прецедент, который когда-нибудь, возможно, приведет к распаду самой России.