По мнению аналитиков, у Эрдогана было несколько причин позволить пилотам ВВС Турции открыть огонь по российскому бомбардировщику, пишет The New York Times. "Турция тихо клокотала от гнева с тех пор, как Россия начала военную операцию против сирийских повстанцев, подорвав политику Анкары по отстранению Башара Асада от власти", - пишет Кит Бредшер. По мнению турецкого аналитика Сонера Кагаптая, турки были вынуждены умерить свои амбиции и удовлетвориться сохранением места за столом переговоров, когда до них дойдет дело. "Для этого нужно, чтобы поддерживаемые Турцией повстанцы присутствовали в Сирии, и, по-моему, Турция была встревожена тем, что российские бомбардировки поддерживаемых Турцией повстанцев испортят ее позиции в Сирии в будущем", - цитирует издание.
По мнению Кагаптая, российские бомбардировки позиций туркменов в Сирии создали серьезные политические проблемы для Эрдогана. "Накануне инцидента многие газеты, особенно проправительственные, писали о страданиях туркменов, находящихся в близком родстве с анатолийскими турками. Мне кажется, что правительству из внутриполитических соображений нужно было сделать что-то, чтобы ослабить это давление, вызванное российскими бомбардировками туркменов в северной Сирии", - считает аналитик.
Еще больше усложняет ситуацию давний приграничный спор Турции и Сирии из-за провинции Хатай, узкой полоской вдающейся в сирийскую территорию, где и был сбит российский бомбардировщик. Сирия периодически заявляет о своих правах на эти земли, а Россия сочувствует этим требованиям, что делает Хатай еще более больной темой для Турции, а инцидент с российским самолетом - еще более значимым, подчеркивает Джеймс Ф. Джеффри, бывший посол США в Турции. Он задается вопросом, действительно ли российский бомбардировщик оказался над Хатаем случайно или Россия намеренно допускает такие рейды из-за спорной истории провинции, пишет газета. По его словам, Турция устала от российских запугиваний.
Еще один повод для беспокойства Турции - аннексия Крыма Россией. Многие в Турции все более обеспокоены тем, как Россия обращается с крымскими татарами, которые говорят на тюркском языке и выступают против российской аннексии, пишет издание. "Турция хочет защитить территориальную целостность Украины", - отмечает Мурат Йесилтас, возглавляющий отдел изучения вопросов безопасности в турецком Фонде политических, экономических и социальных исследований.
По мнению Джеффри, главными жертвами "серьезных последствий", обещанных Россией в ответ на уничтожение ее бомбардировщика, станут туркмены.