Внутренние разногласия, ненависть за границей, старое соперничество со все более авторитарной ядерной Россией и острая потребность в действиях на Ближнем Востоке
Независимо от того, кто победит в следующий вторник, Джордж Буш или Джон Керри, следующий президент столкнется с массой международных проблем.
Глобальная мощь США никогда не была больше. Однако никогда еще с момента катастрофы 11 сентября глобальное лидерство США не находилось под таким сомнением. Редко вопросы внешней политики оказывали прямое и длительное воздействие на самооценку и безопасность Америки. Редко решения американского президента имели такое значение для столь многих людей.
Самую непосредственную тревогу внушает ситуация в Ираке. США пытаются довести страну до выборов в январе, но волна насилия, возможно, будет сопровождаться бойкотом выборов мусульманами-суннитами.
На повестке дня и ядерные амбиции Ирана. 25 ноября МАГАТЭ должно решить, передавать ли дело Ирана на голосование в СБ ООН. Если такое решение будет принято, то за ним могут последовать карательные санкции. Если ООН не сумеет договориться, Белый дом окажется под давлением, в том числе со стороны Израиля, и будет вынужден задуматься об односторонних мерах, включая возможные военные действия.
Следующий президент также услышит требования, в часьглсьи от британского премьера Тони Блэра, начать новые усилия по разрешению израильско-палестинского конфликта, который многие европейцы и арабские правительства считают предварительным условием победы в войне с террором.
Среди других проблем, требующих действий, - гуманитарный кризис в Судане, который конгресс назвал геноцидом, однако суданские власти оказывают сопротивление международным действиям.
Некоторые европейские дипломаты боятся, что второй срок Буша может открыть путь для расширения республиканской неоконсервативной политики. Это лишь вызовет новый раскол по таким вопросам, как Киото, международная торговля и развитие, а также международные законы.
Победа Керри породит неопределенность другого типа. До его инаугурации в следующем январе будет некая пауза. Оказавшись у власти, новой демократической администрации потребуются месяцы на то, чтобы обжиться - в окружении враждебного контролируемого республиканцами конгресса.
Кто бы ни победил, перед следующим президентом будет стоять ряд принципиальных проблем:
Антиамериканизм
Президентство Буша породило волну антиамериканских настроений, особенно в арабском, мусульманском и европейском мире. Этот феномен подрывает влияние США и эффективность американских действий за границей, осложняя попытки убедить других следовать за США.
Впервые большинство населения во многих странах, особенно в мусульманских, считают США потенциальным врагом, а не другом.
Такие выводы основаны на ряде международных опросов общественного мнения и на официальном исследовании, проведенном в прошлом году бывшим послом США Эдвардом Джереджианом. Он обнаружил, что США проигрывают битву за сердца и умы. С тех пор скандалы вокруг Гуантанамо и "Абу-Грейб" еще больше навредили имиджу США за рубежом.
Терроризм
В то время как следующий президент будет находиться под мощным давлением с требованием победить в "войне с терроризмом", остается неясно, кто и где враг и как его можно сокрушить.
Несмотря на уничтожение некоторых ведущих фигур "Аль-Каиды", Усама бен Ладен до сих пор остается на свободе. В это время "Аль-Каида" породила аналогичные группировки в таких странах, как Саудовская Аравия, Пакистан, а также в Чечне. Иракское сопротивление оказалось магнитом и сферой вербовки для исламистских экстремистов.
Буш неоднократно заявлял, что идет охота на "Аль-Каиду" и ее союзников. Однако доклад Международного института стратегических исследований в Лондоне показал, что "Аль-Каида" потенциально набрала 18 тыс. агентов в 60 странах. Война в Ираке, говорилось в докладе, "гальванизировала" "Аль-Каиду".
Пока не будут предпринятые какие-то иные меры, "война с террором" будет оставаться дестабилизирующим фактором в геополитическом отношении. Ее использовали такие страны, как Израиль, Россия и Китай, для более жесткого обращения с националистами и сепаратистами. Она заставила США вступить в проблематичные альянсы с недемократическими режимами в Центральной Азии. И она привела к существенному ухудшению соблюдения гражданских свобод как за рубежом, так и в США.
Распространение оружия массового поражения
Буш и Керри согласны в том, что распространение оружия массового поражения - это самая серьезная угроза для международной безопасности. В центре внимания следующего президента будут Иран и Северная Корея, но более значительную угрозу представляют собой не государства, а группировки, такие как "Аль-Каида", которые хотят заполучить ОМП. Северная Корея уже утверждает, что у нее есть ядерное оружие. Многосторонние переговоры с целью убедить ее разоружиться застопорились. Керри говорит, что он будет говорить напрямую с Пхеньяном, а Буш от этого отказывался.
Еще одна проблема связана с Сирией, которая вступит в региональную гонку вооружений, если Иран получит ядерную бомбу. Хранящиеся в небезопасных условиях запасы оружия массового поражения в бывшем Советском Союзе и контрабанда, подобная пакистанской схеме, также вызывают большую тревогу в отношении будущих возможностей террористов.
Все эти проблемы следует помножить на слабость международных правил, инспекций и проверок режимов, а также на "двойные стандарты", применяемые существующими ядерными державами, которые не хотят отказываться от своего оружия.
Как отмечает сегодня The Washington Post, разоружение Ливии, раскрытие пакистанской сети и продолжающаяся война в Ираке - знаковые события в деятельности Буша по противодействию ядерному распространению - не развязывают узел, который разведслужбы называют главным источником террористического риска. Речь идет об "уязвимости российского оружия массового поражения и технологий для кражи или диверсии", как выразился в прошлом году бывший директор ЦРУ Джордж Тенет.
Половина мировых запасов плутония и высокообогащенного урана хранится в России. Около 600 метрических тонн этого материала хранятся на разнообразных складах. В конце 2003 года министерство энергетики США сообщило, что 22% этих материалов надежно защищены с технической и материальной помощью США. Министерство предсказало, что к концу года этот показатель увеличится до 26%.
Основываясь на этих цифрах, Керри во время своих первых дебатов с Бушем указал, что, если двигаться нынешними темпами, на создание безопасных условий хранения российских ингредиентов для изготовления бомб потребуется 13 лет.
"Большой гориллой в подвале" остается материал из России и Пакистана, - отмечает Робер Гэллаччи, консультант ЦРУ и лабораторий министерства энергетики. - Это главная крупная угроза для национальной безопасности США в следующем десятилетии. Я даже не знаю, что может стоять на втором месте".
Создание безопасных условий хранения таких материалов - трудоемкая, дорогостоящая и опасная работа. Буш решил пустить на самотек две крупные программы, потому что Россия отказалась принять изменение в соглашении, согласно которому американские фирмы освобождались от ответственности в случаях каких-либо инцидентов.
Чиновники администрации Буша по-разному говорят о создании безопасных условий для хранения ядерных материалов в мире.
"Я не верю, что в данный момент и в последующие годы будет значительный риск того, что российский ядерный материал попадет в руки террористов, - отмечает замгоссекретаря Джон Болтон. - Я говорю это отчасти потому, что мы немало потратили на это денег, но также и потому, что россияне сами полностью осознают, что самым вероятным последствием потери контроля над собственным ядерным оружием станет его применение в России".
Буш выступал в поддержку "программ сотрудничества для сокращения угрозы", финансировавшихся согласно закону от 1991 года, который представили сенаторы Ричард Лугар и Нанн. Но в то же время он несколько раз пытался сократить бюджеты этих программ. Его запрос на бюджет 2005 года сокращает финансирование министерства обороны на усилия по созданию безопасных условий хранения ядерных зарубежных материалов на 41 млн долларов, или на 9%. С другой стороны, Буш значительно увеличил бюджеты проектов по демонтажу старого ядерного американского оружия.
Горячие точки
США остро нуждаются в большем международном военном и гражданском содействии в Ираке. На конференции в Египте в следующем месяце Вашингтон обратится к НАТО и мусульманским странам с просьбой о введении дополнительных войск. За недавним противоречивым запросом на введение дополнительных британских войск в Ирак лежит острая нехватка военной силы. В целом, выполнение многочисленных глобальных военных задач США становится все более дорогостоящим и проблематичным.
США сохраняют присутствие в Афганистане, где до сих пор 20 тыс. военных сражаются с "Талибаном" и "Аль-Каидой". Также растет обеспокоенность возрождением нестабильности на Балканах, в частности в Косово, где в этом году начнутся переговоры о финальном статусе.
Даже без учета израильско-палестинского конфликта и Ирака, Ближний Восток в целом останется главной озабоченностью в сфере безопасности для американского президента, учитывая хроническую зависимость Америки от нефти. Особенно уязвимы двусторонние договоренности США с Саудовской Аравией после 11 сентября.
Старые соперники
Быстрый экономический рост Китая создает для Америки определенные политические и геостратегические трудности, с которыми столкнется следующий президент США.
Процветает двусторонняя торговля. В Пекине состоится следующая Олимпиада. Однако Китай остается недемократическим коммунистическим государством с ужасной ситуацией в сфере соблюдения прав человека. Президент страны - пока неизвестная фигура. Однако США потребуется расположение Китая на случай противостояния с Северной Кореей.
Еще одна потенциальная проблема - это Россия, несмотря на относительный рост экономической стабильности при Путине. Реакция Москвы на трагедию в бесланской школе возродила вопросы об авторитаризме российского президента, который также влияет на страны "ближнего зарубежья", такие как Украина и Грузия.
Как и Китай, Россия разрабатывает новые ракеты большой дальности в ответ на проект Буша, который получил название "Сын звездных войн", и это вселяет опасения, не начнется ли новая гонка вооружений.
Многосторонний подход
Отношениям США с ведущими странами ЕС, особенно с Францией, требуется "ремонт". Однако в повестке работы следующего президента наверняка всплывут также торговые и иные диспуты с ЕС.
Более фундаментальную проблему представляет то, что ЕС постепенно становится глобальным политическим игроком. Европейское развитие коллективных военных возможностей, которое потенциально может подорвать НАТО, - это вероятность, которая вполне может ожидать Белый дом. Это, в свою очередь, связано с вопросами законности интервенции и концепций "справедливой войны".
Ключевыми сферами разногласий останутся отношение к ООН и контроль за соблюдением международного закона через такие институты, как международный суд и международный уголовный суд. Еще одним неотложным вопросом является реформа ООН.
В основе всех этих проблем лежит уверенность ЕС в необходимости многостороннего подхода к решению общих проблем в противовес одностороннему подходу администрации Буша. Самым сложным испытанием для будущего президента, вероятно, станет решение, должны ли, и если должны, то когда, США действовать в одиночку. Если Буш и доказал что-то, то только то, что даже Америке это не по зубам.