"Oh my God", - повторяла, умирая в парижском тоннеле, Диана, принцесса Уэльсская, сообщил очевидец, который пытался оказать ей помощь.
Два человека, один из которых - пожарный-волонтер, рассказали следователям, что именно эти слова принцесса повторяла, когда они бросились ей на помощь. Дэмиэн Дэлби и его брат остановили свою машину, как только увидели разбитый "Мерседес", в котором ехали принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед и их водитель Генри Пол.
Следствию стало известно, что место аварии с самого начала было окружено фотографами. "Из машины валил дым. Я пытался отсоединить аккумулятор, но не смог", - рассказал Дэлби Высокому суду во время телемоста с Парижем.
Дэлби зачитал отрывок из протокола показаний, которые он дал французской полиции через два часа после аварии. Речь шла о том, что стоявший рядом с принцессой фотограф "не мешал мне оказывать ей помощь".
Дэлби приехал в Париж с друзьями. По его словам, когда он оказался на месте событий, задняя правая дверь машины была открыта. Дэлби увидел поблизости машину скорой помощи и позвал врачей, но, как он сказал, "никого не увидел".
Иен Барнет, следственный юридический консультант, задал вопрос, "пыталась ли находившаяся в машине девушка говорить". Дэлби ответил: "Да, она говорила "Oh my God, oh my God". В это время полицейские старались оттеснить от места аварии папарацци.
Дэлби рассказал, что слышал, как один из фотографов прокричал "она жива", после чего попытался оттеснить толпу папарацци. Дэлби засвидетельствовал, что этот человек, похоже, старался помешать остальным фотографировать.
По его словам, кто-то сказал полицейскому "что-то вроде": "Мы этим зарабатываем деньги, пожалуйста, не мешайте нам делать нашу работу".
Между тем Дэлби, которому суд выразил благодарность за попытку помочь пострадавшим, признал что "до сих пор" не говорит по-английски. Он сказал: "Там поблизости оказался турист, и я попросил его перевести телохранителю, чтобы тот не двигался, потому что спасатели уже близко".
Дэлби описал полицейским этого человека как чернокожего, предположительно из Северной Африки, одетого в костюм с галстуком. "Человек, который переводил мои слова, рассказал, что он следовал за автомобилем, - сообщил Дэлби суду. - Скорость была высокая, он дословно сказал, что их просили ехать быстро".
Себастьян Пеннекан, брат Дэлби, рассказал, как он помогал "оттеснять" папарацци. "Они продолжали фотографировать, и я начал им говорить, чтобы они прекратили это делать". По его словам, один из папарацци сказал полицейскому: "Люди должны знать, что принцесса Диана жива".
Человеку, который пытался вызвать спасателей, Пеннекан сказал, что видит "двух человек, на вид мертвых". Он также сказал, что пожарным потребуется оборудование для резки металла.
Другой свидетель, француз Жак Морель, ранее сообщил следствию, что, по его мнению, фотограф собирался остановить "Мерседес", чтобы взять у Дианы и Доди интервью и сфотографировать их. Впрочем, теория, которую он развивает в своей неизданной книге, была поставлена под сомнение.
Во время перекрестного допроса Морель признал, что никогда не встречался с фотографом, о котором идет речь, Джеймсом Эндэнсоном, но заявил, что его утверждение основано на "секретных, конфиденциальных документах".
Расследование продолжается.