Если почитать российскую прессу последних недель, можно забыть, что Украина была всего лишь 25 лет назад одной из главных республик СССР, участвовавших в строительстве социализма, пишет корреспондент Le Figaro. Такое же относительное безразличие сопровождало победу оппозиции в Грузии 1 октября и лагеря Лукашенко в Белоруссии 23 сентября, полагает Пьер Авриль.
"В бывшей советской империи теперь преобладает принцип реализма", - подчеркивает журналист. Киев преследует свою главную цель: сближение с ЕС, говорится в статье. Глава государства отказывается от вступления в новый евро-азиатский Таможенный союз - зону свободной торговли, в которую входят Россия, Казахстан и Белоруссия.
В Грузии ситуация схожа. "Новый премьер-министр Бидзина Иванишвили, которого в ходе предвыборной кампании называли "кандидатом Москвы", нанесет свой первый визит за границу в США", - сообщает издание. Новый глава правительства Грузии стремится к вступлению страны в ЕС и, что еще хуже для Кремля, - в НАТО.
Даже Александр Лукашенко представляется упрямым и непредсказуемым партнером для Кремля. На предложение "Аэрофлота" о продаже белорусской авиакомпании "Белавиа" Александр Лукашенко ответил: "Мы хотим сотрудничать на взаимовыгодной основе. Но вы говорите: "Мы вас приватизируем за копейки". А что будет дальше?"
Если Владимир Путин и чувствует ностальгию по СССР, тем не менее, он прагматик и не намеревается его восстанавливать, пишет Авриль. Хотя глава Кремля очень привязан к идее Таможенного союза, он вынужден признать отказ Киева и довольствуется тем, что украинский парламент принял меры, направленные на признание русского языка в качестве регионального, отмечает автор.
В российских властных кругах ходят слухи об идее создания наднационального органа, типа Европарламента или Еврокомиссии, в который вошли бы самые активные члены СНГ. "Некоторые считают, что этим мог бы заняться Владимир Путин, когда он отойдет от дел", - заключает издание.