"Ровно десять лет назад завершилась драма вокруг захвата заложников в театральном центре на Дубровке, - пишет обозреватель Die Welt Юлия Смирнова. - Однако до сих пор российское государство не провело надлежащего расследования смерти 130 граждан, погибших в результате спецоперации по освобождению заложников".
Тогда, как известно, более 40 чеченских террористов во главе с Мовсаром Бараевым на протяжении двух с половиной дней удерживали в заложниках 916 зрителей, пришедших на мюзикл "Норд-Ост", угрожая взорвать здание в том случае, если Россия откажется вывести свои войска из Чеченской республики. Террористы были хорошо вооружены, в зале постоянно находились "черные вдовы" с надетыми "поясами шахида". В ходе спецоперации, проведенной российскими спецслужбами, как напоминает Die Welt, погибли 130 человек, причем только пять из них - от пуль террористов, причиной смерти всех остальных стал специальный газ, предназначавшийся для нейтрализации членов террористической группы.
"В ходе спецоперации все террористы были уничтожены, - продолжает Смирнова. - В средствах массовой информации операцию поспешили назвать успешной. Однако Татьяна Карпова, как и другие члены семей 130 погибших заложников, так и не дождалась своего сына, ушедшего на мюзикл. Во всех случаях причиной летального исхода указано отравление". Или, как позже напишут врачи, "комбинация нескольких факторов, в том числе истощения и уже имевшихся болезней", отмечает здание.
Через год после захвата "Норд-Оста" президент России Владимир Путин озвучил официальную версию случившегося, заявив, что "газ был безвреден, а заложники умерли не от отравления, а от истощения".
Между тем Россия до сих пор не представила Европейскому суду по правам человека, добивающемуся тщательного расследования и обязавшего российское руководство выплатить 1,3 млн евро жертвам погибших, состав применявшегося в ходе спецоперации газа, ссылаясь на военную тайну. В ответ на запрос Европейского суда, официальная Москва заявила, что "все документы относительно террористического акта были уничтожены", говорится в статье.
Татьяна Карпова - сопредседатель общественной организации "Норд-Ост", объединяющей бывших заложников и родственников погибших, считает, что государство должно провести независимое расследование, ведь спецоперация была осуществлена неудовлетворительно. "Можно было сократить число жертв, уведомив врачей о составе газа, - считает активистка. - Более того, многие задохнулись от того, что во время погрузки в автобус в бессознательном состоянии их головы оказались в запрокинутом положении".
Но операция, за руководство которой Владимир Проничев, тогда замдиректора ФСБ, получил звание Героя Российской Федерации, была объявлена "триумфальной", и теперь Кремль не хочет менять эту точку зрения, считает Карпова, заявившая, что "спецслужбы могли хотя бы признать свои ошибки и извиниться перед родственниками погибших".
"Однако Россия Путина не хотела давать слабину", - подводит итог журналистка Юлия Смирнова. И уже через два года в североосетинском Беслане случилась новая трагедия - при спецоперации по освобождению заложников погибли 334 человека, из которых 186 - дети. Тогда руководство также не стало проводить тщательного расследования.