После российского военного вмешательства в Сирии комментаторы объявили Путина гениальным стратегом, пишет в статье для The New York Times экс-посол США в России Майкл Макфол. Автор полагает, что на деле все наоборот. Пять лет назад Россия находилась в более прочном положении, а "сегодня Путин играет, чтобы защититься, умножая неудачные решения, которые вдохновлены устаревшей теорией международной политики".
Макфол советует США и их союзникам "проводить всеобъемлющую стратегию, чтобы минимизировать негативные последствия действий России и максимально увеличить позитивные последствия наших".
После "Арабской весны" и протестов в России и на Украине Путин счел, что за всем этим таится "рука США" и в ответ следует применять принуждение и силу, полагает автор.
В России тактика Путина воспрепятствовала продвижению оппозиции. Но в результате экономические реформы застопорились, инвестиции снизились, а доля государственной собственности увеличилась.
На Украине гонения на протестующих провалились. Путин счел, что это операция ЦРУ, и нанес ответный удар - "аннексировал Крым и попытался захватить еще и земли на Восточной Украине", говорится в статье.
Это были недолговечные достижения, а их цена нарастает, считает Макфол. "В результате санкций и снижения цен на энергоносители объем российской экономики снизился с 2 триллионов долларов в 2014 году до 1,2 триллиона", - поясняет он. НАТО вновь сфокусировалось на сдерживании России.
"Путин был вынужден бросить проект "Новороссия": его агенты на Восточной Украине не имеют поддержки в народе и не наладили эффективное государственное управление. Кроме того, его действия гарантировали, что Украина никогда уже не вступит в ЕАЭС и вновь не станет союзницей России", - говорится в статье.
Переходя к Сирии, Макфол пишет: "После четырех лет гражданской войны под властью Асада осталось меньше территорий, а сталкивается он с более грозным врагом. Вот почему Путин должен был вмешаться - чтобы спасти союзника-автократа от разгрома". Российская воздушная кампания подбодрила сирийскую армию и ее союзников, "но в долгосрочной перспективе одними российскими авианалетами невозможно восстановить власть Асада над всей страной".
Макфол заключает: "Путин - мастер краткосрочных тактических мер в ответ на неудачи, но менее талантлив в области долгосрочной стратегии". По его мнению, "зарубежные авантюры" Путина рано или поздно провалятся.
Но США и их союзники должны приблизить этот провал, оказывая отпор России на разных фронтах, считает автор.
"В Сирии США не могут допустить, чтобы Россия устранила всех акторов, кроме Асада и (запрещенного в РФ. - Прим. ред.) ИГИЛ. Мы должны предоставлять больше оружия и поддержки другим повстанческим группировкам. Мы должны предупредить Путина, что новые атаки на повстанцев, не принадлежащих к ИГИЛ, вынудят нас встать на их защиту - либо создать бесполетную зону, либо снабдить их вооружениями ПВО", - говорится в статье.
Макфол предлагает увеличить финансовую помощь Украине взамен на продвижение экономических реформ, а также расширить обучение украинских военных и поставки оборонительных вооружений.
НАТО должно разместить наземные силы на территории стран альянса, которым всего сильнее угрожает Россия, призывает автор. США также должны преследовать долгосрочные цели, которые демонстрируют лидерство США и подчеркивают изолированность России.
"США, очевидно, заинтересованы в появлении сильной, богатой и демократической России, которая была бы полностью интегрирована в международное сообщество государств", - говорится в статье.
Но в данный момент единственный способ подтолкнуть Россию к смене курса - это сдерживать текущую политику Путина и сопротивляться ей, причем не только сиюминутно Сирии, но и непрерывно, на стратегическом уровне во всем мире, заключает Макфол.