Эта сцена не осталась незамеченной. Трое мужчин в черных масках подошли к одному из домов и обстреляли здание. В этом красивом особняке живет один из самых известных палестинцев - бывший министр по связям с парламентом Набиль Амр. В свое время он потребовал проведения реформ внутри палестинской администрации, а также настаивал на отставке Ясера Арафата. С тех пор этот депутат стал одним из "критиков" "системы", созданной президентом.
В Рамаллахе мало кто сомневается, что эти трое являются членами вооруженного крыла "Фатх" Ясера Арафата. "В то время как палестинцы демонстрируют свою поддержку президенту Арафату, группа коллаборационистов, находящихся на содержании у Израиля и Соединенных Штатов, предпринимает попытки по созданию альтернативного руководства", - говорится в листовке, распространенной "Бригадами мучеников Аль-Аксы", группировки, связанной с "Фатх".
Альтернатива Арафату? Удар израильских сил по тому, что осталось от резиденции Арафата, был произведен именно в тот момент, когда палестинскому президенту приходится сдерживать оппозицию в своем собственном лагере. Под давлением депутатов его правительство было вынуждено уйти в отставку. Кроме того, палестинцы, как кажется, уже вплотную подошли к решению об избрании премьер-министра, что значительно снизит роль президента. В то время как резиденцию Арафата осаждали израильские танки, президент переживал и по другому поводу: он опасался того, что лагерь "критиков" воспользуется ситуацией, чтобы избавиться от президента.
За несколько часов до обстрела особняка, Набиль Амр встречался в своем доме с журналистами. "В настоящее время вопрос о должности премьер-министра находится в подвешенном состоянии. Сейчас приоритетом является урегулирование кризиса с резиденцией Арафата". Между тем сторонники президента отмечают, что Амр несколько раз встречался с Абу Мазеном, вторым лицом в палестинской администрации, который является основным претендентом на пост премьер-министра. Вместе с тем в одном из своих последних интервью Абу Мазен заявлял о своей преданности Ясеру Арафату. "Слухи о том, что мы обсуждаем изменения в структурах палестинской администрации, совершенно безосновательны, - говорит он. - Этот вопрос не будет обсуждаться до тех пор, пока президент является жертвой беспрецедентно жестокой агрессии".
Возможно, "Мукатаа" (резиденция Арафата) стала тем кислородным баллоном, о котором Арафат не мог и мечтать? Осуществляя эту операцию, израильтяне, сами того не желая, предоставили старому и все более активно дискредитируемому президенту средство, чтобы заставить замолчать его противников? "С одной стороны, эта осада укрепляет позиции Арафата, потому что все сплотились вокруг него. Но с другой стороны, это и ослабляет его позиции. Люди прекрасно понимают, что они больше не могут надеяться на этого старого человека, окруженного бульдозерами", - заявляет другой палестинский "критик".
Израильтяне также отдают себе отчет в неоднозначности последствий этой операции, которая может позволить, хотя бы временно, восстановиться этому сопернику Ариеля Шарона. Став одним из основных сторонников организации осады "Мукатаа", лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес выступил в защиту своего премьер-министра: "Нет никакой связи между осадой и продолжением реформ. Палестинцы согласились с проведением реформ. Теперь они должны довести их до конца". С тех пор как израильские танки оказались в нескольких метрах от спальни Арафата, кажется совершенно неуместным даже упоминание об этих "реформах", а также о выборах, которые теоретически должны пройти 20 января.
Немногие палестинцы полагают, что еврейское государство совершило "тактическую ошибку", в очередной раз "взявшись" за старого президента. "Израильтяне наносят удар по Арафату, поскольку хотят избежать риска усилить позиции кого-либо другого, избрав его своим собеседником, - говорят в окружении Абу Мазена. - Они решили раз и навсегда прекратить разговоры о существовании будущего Палестинского государства. Они ведут себя так, как будто бы наших институтов (парламент, министерства) просто не существует".