"Христианский мир" - это словосочетание нечасто употребляется в наши дни. И совсем уж у немногих оно может вызвать ассоциацию с регионом Дальнего Востока и с такой страной, как Монголия. Но когда-то это было именно так.
Как свидетельствуют экспонаты выставки, открывшейся в Музее евразийской культуры в Иокогаме, небольшое монгольское христианское царство сыграло эпизодическую, но очень важную роль в мировой истории.
Алакуш Тегин Кури, правитель онгутов, проживавших в окрестностях города Олон Сумэ (сейчас это часть Внутренней Монголии, автономного района Китая), был "преданным слугой Чингисхана и помог великому полководцу покорить племена, сопротивлявшиеся его политике объединения монгольских земель", рассказывает сотрудница музея Ясуко Фукухара. Способствуя укреплению власти Чингисхана, Алакуш фактически помог ему осуществить самые великие завоевания XIII в.
Но какую роль сыграл этот правитель Монголии в истории христианства? Чтобы это понять, нам надо вспомнить о проводившемся в Эфесе в 431 г. III Вселенском Соборе, который был созван для того, чтобы уладить богословский спор о природе Иисуса Христа.
По учению Церкви, в Иисусе Христе полностью соединялись две природы: божественная и человеческая. Но патриарх Константинополя Несторий не был согласен с этим учением и настаивал на том, что две природы Христа существуют раздельно.
Эфесский Собор осудил учение Нестория и объявил его еретиком. Он и его последователи, которые теперь называются несторианами, бежали в Персию и основали там свою общину. Из Персии несторианство проникает и распространяется в Индии, а затем, следуя по Шелковому пути, достигает и Монголии.
Фукухара говорит, что точно определить время проникновения несторианства в Монголию весьма сложно, поскольку до завоеваний Чингисхана, когда Монголия приковала всеобщее внимание, ее история почти не фиксировалась в хрониках. Но факт того, что христианские ханы правили городом Олон Сумэ, по периметру обнесенным стеной 1 х 0,5 км, ни у кого не вызывает сомнения.
В XIII в. из Рима в Монголию был послан францисканский монах Джованни Монтекорвино (1245-1328 гг.), перед которым была поставлена задача обратить в католицизм местных несториан. По свидетельствам документов, он выполнил свою миссию весьма успешно. Однако по причине удаленности Монголии от центров мирового христианства и изолированного положения монгольских общин христианству так и не удалось утвердиться в этом регионе, и оно уступило место буддизму, который получил здесь распространение несколько столетий спустя.
Руины города Олон Сумэ обнаружил в 1929 г. китайский археолог Хуан Вэньби. В 1930-40-х годах на этом месте велись археологические исследования под руководством Намио Эгами, профессора Токийского университета. Предметы, найденные во время его экспедиции, являются украшением постоянной экспозиции музея и тоже представлены на выставке.
К сожалению, когда в марте этого года открывался Музей евразийского искусства, профессор Эгами уже не мог этого видеть. Он скончался в ноябре прошлого года в возрасте 96 лет.