Президент США Джордж Буш не допустит получения Ираном атомной бомбы, уверенно заявил премьер-министр Эхуд Ольмерт в понедельник в интервью Jerusalem Post.
Слова Ольмерта прозвучали в разгар дебатов в Иерусалиме относительно того, предпримет ли в конечном итоге Америка военные действия, чтобы остановить движение Ирана к обретению ядерной мощи, может ли Израиль действовать самостоятельно и должен ли Иерусалим смириться с мыслью о существовании ядерного Ирана.
На вопрос о том, считает ли он, что Буш так или иначе предотвратит переход Ирана в состояние ядерного государства, Ольмерт коротко ответил: "Я думаю, да".
Ольмерт сказал, что Буш очень тверд в этом вопросе. "Во-первых, я думаю, что у президента Буша есть смелость, - сказал он во время интервью в своем офисе в Иерусалиме. - Это нечто очень важное. Сегодня в мире нет никого, обладающего большей смелостью, решимостью и осознанием собственной миссии в связи с этой проблемой, чем президент Буш, и я восхищаюсь его решимостью и осознанием миссии".
Оценка Ольмерта не совпадает с мнением представителей разведки, которые говорят, что президент США слишком завяз в Ираке и Афганистане и слишком слаб в политическом плане у себя на родине, чтобы предпринимать против Тегерана военные действия.
Что касается того, есть ли у Израиля в отношении Ирана собственный вариант военного решения, Ольмерт сказал: "Израиль не может смириться с возможностью для Ирана обладать ядерным оружием, и мы будем действовать рука об руку с международными силами, начиная с Америки, с тем чтобы предотвратить это. И, как я уже сказал, я уверен, что президент Буш абсолютно твердо намерен это предотвратить, и Америка обладает реальной возможностью это предотвратить".
В интервью, которое будет полностью опубликовано в пятничном выпуске нашей газеты, Ольмерт сказал, что не думает, что Израиль должен начинать привыкать к мысли, что существует рядом с ядерным Ираном.
"Я не думаю, что Израиль может с этим смириться, - сказал он. - Я не хочу этого. Это опасность, которой мы не можем допустить".
В начале этого месяца вице-премьер Шимон Перес сказал, что, если Иран нарастит ядерный потенциал, Израиль и Запад разработают средства контроля. Это было первым публичным признанием из кабинета министров, что Иерусалим обдумывает, как быть с получившим ядерное вооружение Ираном.
В ходе интервью Ольмерт также выступил с активной защитой своей точки зрения на войну в Ливане: хотя Израиль не смог дать ответ на обстрел севера страны ракетами ближнего радиуса действия, стратегическое сдерживание было осуществлено успешно, считает он.
"Все понимают, что с этим приходится как-то справляться", - сказал Ольмерт об угрозе ракет ближнего действия "Катюша" и "Кассам".
"Мы с этим справимся, мы найдем технологический ответ, и, как только технологический ответ будет найден, мы с этим покончим. Так образом, это вопрос времени. Действительно, в настоящее время ситуация крайне неприятная, но она не представляет стратегической угрозы для государства Израиль".
Он назвал ошибкой фокусирование на угрозе ракет ближнего действия и сказал, что возможности израильских ВВС применить ракеты дальнего действия, что они сделали в первые часы войны, имеют большее значение "в том, что касается степени угрозы, которую арабы могут считать возможной в отношении Израиля".
Упоминая о распространенном представлении в арабском мире, что войну выиграла "Хизбаллах", Ольмерт сказал, что у него "другое представление о том, что они думают об Израиле, основанное на информации, которую я вижу и читаю".
Он сказал, что мнение, что "Хизбаллах" вышла из войны победителем, является "одним из самых опасных представлений", но что оно "было полностью и безраздельно генерировано здесь, а не там, исключительно из политических соображений и из-за полного отсутствия чувства пропорциональности. Эти представления создаются здесь и отсюда распространяются во внешний мир".
В связи с вопросом о похищенных солдатах Ольмерт не стал обсуждать, готов ли он освободить лидера военизированного крыла ФАТХ "Танзим" Марвана Баргути для обмена его на Гилада Шалита, но сказал, что до похищения Шалита не рассматривал возможность освобождения Баргути.
Ольмерт также не ответил определенно на вопрос, будет ли освобожден Самир Кунтар в ходе сделки с участием Эхуда Голдвассера и Эльдада Регева. Кунтар, отбывающий самый длительный срок в израильской тюрьме из подтвержденных ливанских заключенных, отбывает несколько пожизненных сроков за убийство трех членов семьи Харан и офицера израильской полиции Элиаху Шахара в Нагарии в 1979 году.