Очевидно, что время двусторонних переговоров между албанцами и сербами по решению вопроса о статусе Косово истекло. Посреднические попытки так называемой тройки, в которую входят ЕС, Россия и США, также не убедили ни одну из сторон отказаться от своих максималистских позиций. Если албанцы настаивают на скорейшей независимости Косово, то Белград требует, чтобы провинция оставалась автономным регионом в пределах Сербии. Немецкому дипломату Вольфгангу Ишингеру, представителю Евросоюза в тройке, в своем докладе ООН, назначенном на 12 декабря, пожалуй, придется признать неудачу переговоров.
Тревожный сигнал уже прозвучал. Дипломаты и ученые робко задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы Косово, как и три года назад, снова не потонуло в насилии или чтобы сербское меньшинство не отделило часть провинции и не присоединилось непосредственно к Сербии. Согласно нормам международного права, провинция все еще принадлежит Сербии, однако с 1999 года ею управляет ООН.
В исследовании, проведенном Фондом науки и политики в Берлине, а также в других интернациональных мозговых центрах обдумывают в основном три сценария возможных событий на период после 10 декабря: первый вариант основывается на том, что парламент Косово еще в этом году объявит о независимости провинции. Несколько позже, если Россия воздержится от голосования, Совет Безопасности ООН примет это решение и одновременно объявит план бывшего посредника Марти Ахтисаари имеющим обязательную силу.
План бывшего финского президента предусматривает, что ЕС возьмет на себя ответственность за Косово и постепенно будет передавать административные функции местной власти до обретения провинцией полной независимости. Предполагается, что в качестве возмещения Сербия уже в будущем году получит статус кандидата на вступление в ЕС.
Второй вариант похож на первый: он предусматривает, что Сербия и Косово образуют конфедерацию, статус которой через несколько лет будет подтвержден или отменен в ходе референдума. При таком сценарии Белград мог бы сохранить лицо, поскольку в этом случае отпадает надобность в установлении новых границ. Албанцы же, которые составляют 90% населения Косово, без особых ограничений достигли бы своей цели - независимости.
Третий, пессимистичный сценарий мог бы выглядеть следующим образом: переговоры продолжаются несмотря на то, что шансы на их успех невелики, однако при этом парламент Косово вскоре провозглашает независимость, которую, скорее всего, признают США и Албания, а также, по истечении приличествующего срока, позволяющего сохранить свое лицо, - такие государства ЕС, как Франция и Великобритания. Сербское меньшинство вместе с районом своего компактного проживания снова войдет в состав Сербии. Следствием этого станет ухудшение отношений между Россией, выступающей на стороне Сербии, и США, а также усиление в других балканских государствах, например в Боснии и Герцеговине, сепаратистских настроений среди различных групп населения.
Политически более предпочтительным был бы один из двух первых вариантов, причем более реалистичным выглядит второй. Ведь в этом случае не придется изменять государственные границы, прежде всего не в пользу Сербии.
Такие мозговые центры, как Американский институт мира в Вашингтоне, настаивают на том, что, если не удастся найти общий язык с Россией, то один из этих вариантов, даже без резолюции ООН, совместными усилиями должны проводить в жизнь США и ЕС. Если же компромисс с Россией окажется невозможным, то раздела Косово не избежать.
Конечно, сегодняшние настроения в Европе не располагают к расширению ЕС и даже не предусматривают такой перспективы для западно-балканских государств. Усиленное присутствие в Косово также вызывает в отдельных государствах ЕС скепсис. Проблема в том, что Балканы непосредственно граничат с ЕС, и серьезные тамошние кризисы всегда так или иначе затрагивали Запад. Поэтому ЕС не может избежать ответственности за этот регион.
По существу, Сербия потеряла Косово еще в конце 90-х годов, когда сербский диктатор Слободан Милошевич ликвидировал военным путем автономию провинции в составе тогдашней Югославии. Позже бомбардировки, осуществлявшиеся западными вооруженными силами, вынудили его отступить. Таким образом, албанцы в Косово обрели право на самоопределение. Однако одновременно и обязанность гарантировать национальным меньшинствам, например сербам, соблюдение принципов правового государства.
Существуют три варианта решения конфликта, но приемлемыми можно назвать только два из них.