Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 сентября 2007 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Буш и Ахмадинежад схлестнулись в ООН, хотя ни разу не встретились

Сегодня зарубежная пресса комментирует выступления мировых лидеров на открытии 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. И хотя политиками были затронуты самые разные международные вопросы, а Буш в своей речи избегал прямого упоминания об Иране, сквозной темой всех выступлений стала иранская ядерная проблема. К тому же тональность ежегодной сессии придало присутствие на ней президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, встреченного в Нью-Йорке бурными демонстрациями его сторонников и противников.

The Guardian полагает, что "иранский президент бросил вызов ООН, объявив дискуссию о ядерном досье закрытой".

Выступая на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Ахмадинежад отмел резолюции ООН, призывающие прекратить обогащение урана, заявив, что Совет Безопасности стал заложником крупнейших держав, которые проводят в нем свои личные интересы.

Он высоко оценил МАГАТЭ, с которым Иран в августе договорился о том, что ответит на неразрешенные вопросы относительно своих ядерных разработок в прошлом. Ахмадинежад сказал, что попытки политизировать данную тему провалились, натолкнувшись на отпор Ирана. Он заключил: "Я официально объявляю, что, на наш взгляд, вопрос о ядерном досье Ирана ныне закрыт - он превратился в обычный вопрос, находящийся в ведении агентства (МАГАТЭ)".

Как сообщает британское издание, на пятницу назначена встреча пяти постоянных членов Совбеза и Германии, где будет обсуждаться возможность наложения третьего комплекса санкций на Иран в наказание за его упорное нежелание прекратить обогащение урана. Однако, как ожидается, Россия и Китай воспротивятся принятию новой резолюции о санкциях, покамест Иран сотрудничает с МАГАТЭ.

Джордж Буш в своем выступлении перед делегатами Генассамблеи почти не касался Ирана, упомянув о нем лишь мельком как о "жестоком режиме" наряду с Белоруссией, Сирией и Северной Кореей. Зато президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель особо остановились на Иране, осудив его.

По мнению The Washington Post, выступление Ахмадинежада вновь дало понять, что он ведет скрытую полемику с президентом Бушем, который выступил перед Генассамблеей чуть раньше в тот же день, призвав мировых лидеров присоединиться к своей "миссии освобождения" от репрессивных правительств, таких как иранское. И хотя два президента ни разу не встретились, их противоположные взгляды, высказанные в Нью-Йорке, задали тон начавшейся ежегодной сессии ассамблеи и подсветили дипломатический конфликт между двумя странами.

Американское издание приводит любопытные подробности того, как иранский президент отреагировал на резкое выступление Джорджа Буша, который открывал сессию Генассамблеи. Ахмадинежад сидел в 14-м ряду, лениво трогал свою нижнюю губу, перешептывался с соседом, один раз взглянул на часы. И если кубинский министр иностранных дел немедленно выступил с резким протестом, Ахмадинежад дал отпор час спустя в собственной речи с большим числом религиозных отсылок и антиамериканских заявлений.

И хотя иранский лидер не упоминал Соединенные Штаты открыто, он осудил страны, которые используют секретные тюрьмы, похищают людей, прослушивают частные телефонные звонки и игнорируют закон.

Затем Ахмадинежад повел пресс-конференцию в типичном для себя стиле: взял руководство в свои руки, говорил откровенно и совершенно не обращая внимания на нормы дипломатии. Он назвал любые санкции ООН против Ирана "незаконными" и отверг слова о возможных военных действиях со стороны США в случае неподчинения. "Они хотят навредить нам, - заявил иранский президент, - но по воле Бога не смогут этого сделать".

Как подчеркивает The Washington Post, противостояние между США и Ираном разыгрывалось весь день силами заместителей и союзников. Президент Франции Николя Саркози предупредил, что ядерный Иран будет представлять "неприемлемую опасность" для международной стабильности и что "мира во всем мире не будет", если международное сообщество не проявит решительности в борьбе с действиями Тегерана. Президент Никарагуа Даниэль Ортега резко осудил Соединенные Штаты, заявив, что они не имеют права давить на Иран и вынуждать его отказаться от ядерной программы, поскольку Америка единственная в истории применила атомную бомбу.

Тем временем в Вашингтоне законодатели готовятся дать ответ на визит Ахмадинежада. Палата представителей высказалась за прекращение зарубежных инвестиций в экономику Ирана, в частности в энергетический сектор. Кроме того, она запретила Бушу отступать от введенных США санкций. Сенат обсудил факультативное решение, в соответствии с которым Госдепартамент должен объявить Корпус стражей исламской революции террористической группировкой, однако из-за мелких разногласий голосование было отложено.

Еще одно американское издание, The New York Times, в своем материале, освещающем сессию Генассамблеи ООН, также отмечает, что Буш не затронул одну из важнейших для своей администрации внешнеполитических забот - вопрос о ядерной программе Ирана, хотя косвенно подверг Иран критике. По сообщению издания, Ахмадинежад выслушал выступление американского президента "с каменным лицом", а затем дал отповедь на большую часть сказанного Бушем.

Буш также раскритиковал саму ООН и прежде всего Совет по правам человека.

"Этот орган молчит, когда дело касается репрессий, осуществляемых режимами от Гаваны до Каракаса, от Пхеньяна до Тегерана. Вместо этого он чрезмерно сосредотачивает свой критический запал на Израиле", - отметил Буш.

Французская Liberation без обиняков озаглавила свой материал, посвященный первому большому выступлению французского президента на мировой сцене, - "Банальности Саркози в ООН".

Как пишет издание, "в Нью-Йорке президент Франции то строил из себя ярого гуманиста, то дистанцировался от Вашингтона, то весьма туманно высказывался относительно иранской ядерной проблемы".

Николя Саркози следовал классической тональности французской дипломатии, неоднократно апеллируя ко "всеобщему разуму" и повторяя своего предшественника Ширака, ссылаясь на необходимость мультилатерализма для предотвращения "столкновения цивилизаций". Он также постарался не выглядеть атлантистом чистой воды, дистанцировавшись от Вашингтона, и предупредил, что "Франция открыта для диалога со всем миром, всеми континентами", от Уго Чавеса до иранского руководства.

Все с нетерпением ждали выступления Николя Саркози по иранскому ядерному вопросу, так как противоречивые высказывания французского руководства по этому поводу наводят на мысль, что Франция действует в зависимости от обстоятельств. Однако президент высказался, по меньшей мере, туманно.

Сначала он заявил, что "Иран имеет право на атомную энергию для мирных целей". Потом довольно жестко заверил, что, если у Ирана будет ядерное оружие, "мы подвергнем недопустимой опасности стабильность в регионе и мире". Не вдаваясь в подробности, он ограничился банальными фразами, подчеркнув, что этот "кризис будет разрешен, только если жесткость и диалог будут идти рука об руку".

"Стараясь не слишком задевать иранцев в своих публичных выступлениях, Николя Саркози сбивает с толку американцев. Можно ли на него положиться в случае бури?" - задается вопросом французское издание.

Для главы немецкого правительства Ангелы Меркель, как и для французского президента, выступление на Генеральной Ассамблее ООН также стало первым в ее политической карьере. Подробности визита Меркель в Нью-Йорк сообщает немецкая Der Spiegel.

Поскольку по протоколу сначала выступают главы государств, до канцлера очередь дошла лишь вечером, по местному американскому времени, когда зал заседаний ООН был уже не так полон. И хотя главной для Меркель была тема изменения климата, в своем выступлении она не обошла иранскую проблему стороной. На этом вопросе она подробно остановилась еще на церемонии в Версальском зале отеля St. Regis, где ей была вручена премия World Statesman Award, учрежденная организацией, которая была создана пережившими Холокост и пропагандирует толерантность мировых религий. В случае с Ираном, сказала госпожа канцлер, от мировой общественности требуется "сплоченность и решимость".

Выступая на Генассамблее, Меркель нашла еще более отчетливые слова. Иран противопоставил себя МАГАТЭ, страна безостановочно продолжает работать над своей ядерной программой. "Никто не должен питать иллюзий в отношении этой программы", - подчеркнула она. Ядерное оружие в руках Ирана будет иметь "разрушительные последствия" для существования Израиля, но также Европы и всего мире. Мировая общественность не должна позволить расколоть себя. Не мировая общественность должна доказывать Ирану, что у него нет никакого ядерного оружия. "Иран должен убеждать мир, что не хочет иметь атомную бомбу", - сказала она.

По мнению немецкого издания, Меркель продолжает делать ставку на политическое решение, однако подчеркивает, что Германия готова выступить "за новые, более жесткие санкции", если Тегеран будет продолжать свою прежнюю политику. Тем самым она открыто противопоставила себя президенту Ирана Махмуду Ахмадинеджаду, который выступал до нее и объявил обсуждение атомной программы его страны "законченным". Кроме того, канцлер высказалась в защиту безопасности Израиля. Если она окажется под угрозой, "то мы не имеем права ограничиваться пустыми словами", заявила она.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru