Военный диктаторский режим Мьянмы вчера направил в Рангун войска, а также ввел в крупнейших городах страны комендантский час. Эти зловещие признаки свидетельствуют, что вооруженные силы готовятся подавить массовые выступления в поддержку демократии.
Власти запретили собираться в количестве более пяти человек, а по улицам Рангуна стали ездить автомобили с громкоговорителями, из которых раздавались призывы не участвовать в демонстрациях. "Населению не следует присоединяться к маршам, призывать к ним или принимать в них участие, - говорили представители правительства. - Против тех, кто нарушает эти правила, будут приниматься меры".
Командиры партизанских отрядов Каренского национального союза - армии этнического меньшинства, которое сражается против режима на границе Мьянмы с Таиландом - сообщили, что оттуда отозваны две сухопутные дивизии. Судя по всему, войска направились к столице.
Усилился международный нажим на хунту с целью заставить ее отказаться от монополии на власть: президент Буш ввел новые экономические санкции, а министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд призвал освободить Аун Сан Су Чжи, которая возглавляет оппозицию. Однако диктаторский режим, похоже, решил не идти на уступки.
Во вчерашнем марше протеста в Рангуне, по оценкам, приняли участие 30 тыс. буддистских монахов и монахинь и около 70 тыс. граждан. Акции протеста продолжились восьмой день подряд, несмотря на то, что режим генерала Тан Шве выказал намерение подавить угрозу своей власти - самую значительную за последние 19 лет.
На улицах находится относительно немного солдат - около по имеющимся данным, около 200 военнослужащих и полицейских на 11 грузовиках. Однако граждане Мьянмы, живущие в изгнании в Таиланде, подтвердили сообщения повстанцев из штата Карен о том, что из приграничных районов в столицу отправлены две дивизии. Если эти сообщения соответствуют истине, это опасный шаг со стороны правительства, которое в 1988 году в ходе подавления аналогичных демонстраций уничтожило до 3 тыс. недовольных.
Лидеры оппозиции в Рангуне прилагают все усилия к тому, чтобы сдержать энергию демонстрантов и не допустить действий, которые могли бы послужить предлогом для подавления их акций властями - Государственным советом мира и развития, как называет себя хунта. Оппозиционеры опасаются раскола между радикалами, которые намерены свергнуть режим, и умеренными, которые считают, что важнее всего не отпугнуть простых граждан и вывести их на улицы в подтверждение своей силы.
По иронии, демонстранты требуют от Государственного совета куда меньше, чем правительства зарубежных стран, в том числе США и Великобритании. Монахи добиваются лишь извинений за преступления режима, снижения цен на топливо, освобождения политических заключенных и начала политического диалога с хунтой.
"Агитации за свержение военного режима быть не должно, - объяснил вчера The Times Сан Аун, член Национальной лиги за демократию, которую возглавляет Су Чжи. - Это приведет к тому, что люди будут гораздо сильнее опасаться возмездия со стороны военных, а тому с меньшей охотой будут участвовать в движении".
Вчера Джордж Буш ужесточил финансовые санкции и ввел более строгий запрет на выдачу виз представителям властей Мьянмы и их семьям. В своем выступлении перед Генеральной Ассамблеей ООН президент заявил: "Американцы возмущены ситуацией в Бирме, где из-за действий военной хунты в течение 19 лет царит власть страха".
"Основные свободы - свобода слова, собраний и религии - существенно ограничены. Этнические меньшинства подвергаются преследованиям. Распространены принуждение детей к труду, торговля людьми, насилие. Режим лишил свободы более тысячи политических заключенных, в числе которых Аун Сан Су Чжи".
Милибэнд выразил надежду, что лидером Бирмы станет Су Чжи, которая в прошлом была удостоена Нобелевской премии мира.
В течение предыдущих дней босые монахи сначала организовали марш от ступы Шведагон к ступе Суле, а затем вышли к представительству ООН с изображениями Будды и флагом с изображением павлина - он является символом Национальной лиги за демократию. Они читали молитвы, в то время как наблюдавшие за выступлением люди взялись за руки, образовав вокруг священнослужителей живую цепь.
В своих лозунгах монахи не выражают прямого недовольства режимом. "Освободить Аун Сан Су Чжи и политических заключенных", - скандировали они. - Пусть свершится воля народа". Толпа отвечала словами "Наше дело".
Молодые активисты с помощью цифровых камер и мобильных телефонов передают в интернет непрерывный поток изображений, несмотря на попытки властей помешать этому. После того, как в августе начались первые демонстрации, мобильная связь и телефонные линии активистов были отключены, а на интернет-серверах страны была введена блокировка. Однако молодые активисты пользуются зарубежными серверами или сайтами-посредниками, чтобы преодолеть преграды и получить доступ к запрещенным источникам новостей.