Это один из самых известных секретов международной дипломатии: неприязнь между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его американской коллегой Кондолизой Райс настолько сильна, что отравляет и без того натянутые отношения двух стран. "Их отношения отвратительны, и чем дальше, тем хуже", - комментирует журналист Washington Post Гленн Кесслер, автор книги, посвященной американскому госсекретарю.
На протяжении трех недель после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии Райс отказывалась говорить с Лавровым. "Она просто-напросто не хотела ему звонить", - объясняет Кесслер. Встреча наконец-то состоялась 24 сентября в рамках Генассамблеи ООН.
По мнению дипломатов, такая душевная неприязнь между русским и американкой, вероятно, объясняет тот факт, что Лавров отменил намеченную на четверг в ООН встречу, на которой должны были обсуждаться новые санкции в отношении Ирана. Неделей раньше Райс в своем выступлении обвинила Россию в "мрачном повороте" и возвращении к "параноидальным и агрессивным" тенденциям.
Тон был задан в ходе их первой встречи в Анкаре в 2005 году. Сергей Лавров тогда был недоволен на протяжении всех переговоров. Он одолевал госсекретаря второстепенными вопросами. "Лавров относится к Райс с изрядной долей презрения. Некоторые задаются вопросом, не объясняется ли такое отношение сексизмом или даже расизмом", - говорит Кесслер. Вероятно, российский дипломат считает, что Райс, специалист по Советскому Союзу, плохо понимает современную Россию.
Сергей Лавров, похоже, мало-помалу совершенствовал свое искусство раздражать Райс, так что с ним она часто резка и даже чересчур эмоциональна. По словам дипломатов, Лавров, почти десять лет работавший послом России при ООН, на переговорах бывает то "спокойным и грозным", то "страшным или просто неприятным".
"Мелкие выпады"
Неприязнь эта однажды стала достоянием публики, когда в июне 2006 года случайно оставленный включенным микрофон дал журналистам возможность послушать, как два министра "ссорятся, как школьники", по выражению одного из присутствовавших там репортеров. Дипломаты, хоть и обращались друг к другу "Сергей" и "Конди", постоянно перебивали друг друга и спорили из-за незначительных деталей декларации по Ираку, в то время как остальные присутствовавшие министры пытались выступить посредниками.
Их отношения настолько плохи, что из-за них теперь страдают переговоры по иранской ядерной проблеме, сожалеют дипломаты. "Это один из факторов досье", - говорит один источник. В 2006 году на одной встрече Лавров и Райс, по словам свидетелей, спорили более часа, пока не вернулись к соглашению, скрупулезно подготовленному их помощниками. Райс "прилагает все усилия, чтобы преодолеть эти плохие отношения", - говорит Гленн Кесслер, уверенный, что "саркастические комментарии и мелкие выпады" Лаврова подчас переполняют чашу терпения его собеседницы.