При разделе богатств СССР самыми кровопролитными были "алюминиевые войны", утверждает The Sunday Times. "А теперь за трофеи идет борьба у нас, в Высоком суде Лондона", - подчеркивает корреспондент Марк Франкетти.
Убийство банкира Олега Кантора в 1995 году автор называет "дикарским" даже по стандартам России 1990-х. Киллеры расправились с его телохранителем, а затем нанесли Кантору несколько ножевых ранений в шею, и он истек кровью.
Убийство остается нераскрытым доселе. Как считается, оно имело отношение к борьбе за контроль над алюминиевой отраслью Сибири. "Беспощадные ОПГ, будущие олигархи, сомнительные руководители заводов, головорезы, прежде служившие в КГБ, и коррумпированные чиновники были вовлечены в войну всех против всех в середине 1990-х, в результате которой были убиты более 100 человек", - говорится в статье.
Спустя почти 20 лет эхо докатилось до Великобритании. В Высоком суде Лондона происходит тяжба за трофеи. "Вместо киллеров - юристы, берущие 800 фунтов в час", - комментирует автор. Ответчик - один из богатейших россиян Олег Дерипаска, глава "Русала" - крупнейшего в мире производителя алюминия. Истец - уроженец Узбекистана Михаил Черной. "В начале 1990-х он был одним из крупнейших игроков алюминиевой отрасли", - характеризует его автор.
Журналист старается изложить суть дела. "Черной утверждает, что он и Дерипаска были полноценными деловыми партнерами, и обвиняет Дерипаску в том, что последний обманом лишил его 13,2% "Русала"", - говорится в статье. Дерипаска категорично отрицает факт партнерства и называет себя "жертвой рэкета со стороны ОПГ, связанной с Черным, которому он был вынужден выплатить миллионы взамен на покровительство - krysha". Черной возражает, что Дерипаска никогда не стал бы российским "алюминиевым королем", если бы не мощные связи Черного в верхах правительства Ельцина. Стороны обвиняют друг друга в клеветнических кампаниях.
"Некоторые элементы дела, рассмотрение которого возобновится на этой неделе, столь щекотливы, что судья Эндрю Смит разрешил меры по защите свидетеля в отношении некого россиянина, который будет давать показания", - говорится в статье.
"Процесс в Лондоне - уникальное зрелище, мы узнаем много о так называемой русской мафии", - пророчит российский журналист Андрей Калитин.
"Корни алюминиевых войн уходят в распад СССР и вызванный им экономический катаклизм", - пишет автор. "Можно было прийти на завод с коробкой Marlboro или виски и купить на этом заводе все что угодно. Те времена были "золотым веком" для умных и инициативных людей", - сказал когда-то Черной. "Бывший боксер, чьи первые попытки заняться бизнесом в советские времена включали уличную лотерею и экспорт арбузов. Теперь он владелец недвижимости в Лондоне, в том числе квартиры в Челси за 8 млн фунтов, где, по слухам, живут его жена и дочери", - пишет о Черном автор.
Михаил Черной и его брат Лев, а также лондонские трейдеры Дэвид Рубен и Саймон Рубен вчетвером основали Trans-World Group, которая скупила контрольные пакеты большинства крупнейших в России алюминиевых комбинатов и заключила крупнейшие контракты на экспорт.
Дерипаска в 1994 году приобрел долю в Саянском комбинате, контрольный пакет которого принадлежал Trans-World Черного. Последний утверждает, что Дерипаска сразу ему понравился: "Это был молодой, динамичный человек, который всего добивается".
"За крупнейшие алюминиевые заводы конкурировали несколько групп предпринимателей и авторитетов мафии, и к 1994 году ситуация вышла из-под контроля", - пишет газета. Самая ожесточенная борьба шла за завод в Красноярске. Представителям одного из акционеров, приехавшим на переговоры, показали 8 свежевырытых могил - по их числу.
"По распространенному мнению, в "алюминиевых войнах" сыграл важную роль Антон Малевский. Он также находится в центре запутанной паутины злобных контробвинений в деле, которое слушается Высоким судом Лондона", - повествует издание. Российские правоохранительные органы и пресса называли Малевского лидером Измайловской ОПГ.
"В показаниях, представленных в Высокий суд, Дерипаска утверждает, что был жертвой рэкета ОПГ, навязанного ему Черным и Малевским", - говорится в статье. Черной называет обвинения вымыслом и, по слухам, предоставил в суд фото и видео, свидетельствующие о дружеских отношениях Дерипаски с Малевским. Дерипаска возражает, что был вынужден общаться с этими людьми.
Дерипаска "перехитрил своих соперников и выкупил их доли", утверждает автор. Сам Дерипаска говорит, что вступил в альянс с российскими правоохранительными органами и государством, чтобы вытеснить бандитов из отрасли. "Он также укрепил свои связи с правящей элитой - женился на дочери очень влиятельного человека, зятя Ельцина и сотрудника кремлевской администрации", - говорится в статье.
Дерипаску охраняют усиленно даже по масштабам российских олигархов. Объяснение, вероятно, кроется где-то под руинами, оставшимися от "алюминиевых войн", замечает автор.
Неназванный источник, "переживший эти войны", как выражается Франкетти, советует следить за тяжбой Черного с Дерипаской, "если вы хотите лучше понять, какими дикими, опасными и попросту безумными были первые вылазки России в мир капитализма".