Парламентские выборы в очередной раз поставили ребром вопрос власти в России, сконцентрировав его исключительно на Путине. Его всеохватывающая власть парализует страну, в то время как Европа не останавливается в своем развитии, пишет обозреватель Die Zeit Михаэль Туманн.
"Исход выборов в Госдуму стал для него исключительным успехом. Несмотря на экономический кризис и ослабление рубля, его партия "Единая Россия" получает подавляющее число депутатских мандатов, остатки достаются мнимой оппозиции, настоящая же оппозиция вообще не будет представлена в новом парламенте. И если почти 5 лет назад за думскими выборами последовали протесты, заставившие Путина выглядеть постаревшим и обеспокоенным, то сегодня он герой", - комментирует журналист.
"Получается, заблуждались те, кто предрекал Путину скорый политический конец. Протесты, война на Украине, экономический кризис и санкции - Путин вынесет все. Под угрозой или на излете своей политической карьеры оказались скорее его западные конкуренты", - констатирует Туманн. Срок полномочий президента США Барака Обамы подходит к концу, премьер Британии Дэвид Кэмерон ушел в отставку по собственной инициативе после референдума по "Брекзиту". В Испании выборы не привели к формированию нового правительства, а один из основных политических конкурентов Путина на мировой арене Ангела Меркель терпит серьезное поражение на выборах в местные ландтаги.
"Апологеты сильной руки во главе государства при таких результатах поют оды стабильности: в авторитарной системе царит ясность и политическая предсказуемость. А вот при демократии случаются неприятные неожиданности, нестабильность, доходит и до недееспособности власти. Неужели авторитарные режимы действительно более стрессоустойчивы?" - задается вопросом колумнист и обращается за ответом к истории.
"Если отбросить такие тоталитарные крайности, как режимы Гитлера и Сталина, в 1930-е годы прошлого столетия на политической карте Европы доминировали авторитарные правители. Франция, одна из немногих демократических стран, выглядела на их фоне хаотичной и слабой. Сегодня демократическому Западу грозит новая фаза внутренней слабости. В США на пороге Белого дома неистовствует Дональд Трамп, во многих европейских государствах набирают силу правые и левые популисты, осложняя работу правящим центристским партиям", - замечает Туманн.
Запад охвачен сомнениями, констатирует он. "Все больше европейцев боятся открытости и глобализации и проецируют свои страхи на беженцев и мигрантов. Они видят, что у Европы нет ответа на миграционный кризис. И на выборах избиратели наказывают за это власть - неважно, хорошо или плохо живут при этом лично они. (...) В конечном итоге гнев европейских избирателей может стоить сегодняшним руководителям стран ЕС их должностей", - считает автор материала.
"Путин, похоже, переживет Меркель & Co. на своем президентском посту и посмотрит, что со всеми ними станет. Но это не означает, что его система стабильна. (...) Уйдет Меркель - останется политический порядок. Уйдет Путин - все сразу окажется под вопросом", - полагает журналист.
То, что в стране все сводится к Путину и зависит от него, парализует ее. "А он - далеко не друг структурных реформ в экономической или социальной сфере. Тот факт, что ни в парламенте, ни в СМИ, ни в опросах общественного мнения он больше не может услышать, что реально волнует людей, становится его недостатком по сравнению с Меркель. "Путину нужен новый слуховой аппарат. И вот Кремль объявляет о готовящейся структурной реформе: о продолжительной стабильности должно будет позаботиться МГБ - новая спецслужба, созданная по образу и подобию КГБ. Она, видимо, и станет слуховым аппаратом", - резюмирует автор.